В V или VI веках на месте современной пьяцца Дуомо была построена большая базилика — предположительно, трехнефная, с мозаичными полами и мраморным интерьером.
До нашего времени от базилики сохранились только фрагмент мозаики, который можно увидеть в Епархиальном музее, и два фрагмента алтаря. Эта базилика сильно
пострадала при пожаре в IX в., и к 890 г. рядом с ее руинами был построен новый собор. Как и базилика, он был посвящен Деве Марии.
В середине XI в. собор был разрушен при очередном пожаре, и пармский епископ Пьетро Кадало, ставший впоследствии антипапой Гонорием II, начал его
восстановление. В 1106 г. собор был освящен уже «законным» папой Паскуале II. Анализ отдельных архитектурных особенностей собора, а также его
скульптурных элементов позволяет предположить, что работами руководил скульптор Никколо, известный своими работами в Пьяченце,
Ферраре и Вероне. Документальные подтверждения этому отсутствуют, но, весьма вероятно, что во время землетрясения 1117 г. собор снова серьезно пострадал,
и поэтому в последней четверти столетия был в очередной раз перестроен под руководством Бенедетто Антелами.
В конце XIII в. мастерами Кампьоне (группа архитекторов и скульпторов из провинции Комо в Ломбардии) был закончен фасад собора (в частности, был достроен верхний ярус
галерей); в XVI в. окно-роза было расширено до современного вида. Если верить историческим анекдотам, фасад собора был украшен фресками. А на фотографии 1856 г.
можно увидеть еще и надгробную стелу семьи Мунацио, датируемую I в. н. э. Эта стела была встроена в фасад собора слева от правого портала (по вертикальному ряду блоков,
отличающихся по цвету от остальных, можно понять, где она находилась). В 1867 г. в ходе кампании по очистке фасада от «письменных языческих памятников» стела
была демонтирована и передана в Археологический музей. Единственный декоративный элемент в нижней части фасада сегодня — надгробие математика Бьяджо Пелакани,
созданное в 1416 г.