Парма – часть 3: Баптистерий внутри

Battistero di San Giovanni Battista

Эта страница существует в двух версиях: расширенной, в которой некоторые фотографии представляют собой фрагмент изображенного на предыдущем снимке в более крупном масштабе, и нормальной, в которой эти фотографии показываются только в режиме галереи. Сейчас открыта нормальная версия. Перейти к расширенной версии.

Внутри баптистерий представляет собой шестнадцатиугольник. В трех его сторонах находятся порталы, а в остальных — ниши, украшенные фресками работы художников из Эмильи-Романьи.

Все фрески, кроме одной (той, которая находится в нише за алтарем) — вотивы, написанные в разное время и разными художниками между XIII и XV вв., и не объединенные единой иконографической программой. Поэтому некоторые сюжеты — например, Крещение Господне, неоднократно повторяются. Большинство художников, работавших над фресками, не слишком известны (например, Никколо из Реджо и Бертолино из Пьяченцы), или вовсе остаются безымянными (например, «Мастер 1302 года»). Только две фрески, изображающие святую Екатерину и святого Георгия, приписываются Буонамико Буффальмакко, известному своими большими фресками на кладбище Кампо-Санто в Пизе, и упомянутом Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», а также в «Декамероне» Бокаччо.

Скульптуры в люнетах над нишами и порталами — работа самого Бенедетто Антелами и скульпторов его мастерской, а фрески вокруг них — того же периода, что и фрески в самих нишах. Первоначальное живописное оформление люнетов сохранилось только фрагментарно

Интерьер баптистерия

В левой нише — Богородица с предстоящими архангелом Михаилом (?) и Иоанном Крестителем. Перед Иоанном — кардинал Джерардо Бьянки. Автор фрески — упомянутый выше Мастер 1302 года, заказчиком же был кардинал Бьянки. В люнете — либо Августин Блаженный и Григорий Великий, либо апостолы Петр и Павел.

В средней нише, за алтарем — Крещение Господне (единственная фреска, написанная при первоначальном оформлении баптистерия; приписывается местному художнику Гризополо, см. ниже). Между Иисусом и Иоанном — маленькая фигурка, символизирующая Иордан. В люнете — Христос Вседержитель с символами четырех евангелистов между двумя архангелами. Архангелы, стоящие на драконах, своими посохами пронзают их языки.

В правой нише — Распятие и Богоматерь Милосердная. На фреске Распятия слева от Иисуса — Дева Мария, Мария Магдалина и неопознанная святая, справа — Иоанн Креститель и Антоний Великий. На нижней фреске слева от Богоматери — святой Зенон Веронский, а справа — Генезий Римский, играющий на фиделе или ребеке (и то, и другое — средневековые музыкальные инструменты, предшественники скрипки). В люнете — святые Амвросий и Иероним

Шестнадацатая, первая и вторая ниши

Мадонна на троне с Григорием Великим и Августином Блаженным. В люнете — рельеф архангела Михаила, евангелисты Марк и Матфей, четыре старца Апокалипсиса и Иисус

Третья ниша

Мадонна со святыми. В люнете — рельеф архангела Гавриила с лилией в руках, евангелисты Лука и Иоанн, и снова четыре старца Апокалипсиса и Иисус.

Подробное описание фресок нашлось в книге Il Battistero di Parma. Descritto da Michele Lopez, 1864 г. В верхнем ряду: святой Бернард Клервоский, в XII в. аббат цистерцианского монастыря Клерво (Франция), Иоанн Креститель (исходя из изображения ягненка), вероятно, святая Агнесса, святой Жан де Мата, сооснователь ордена тринитариев (держит в руке кандалы), и святой Николай Толентинский, первый святой августинского ордена (в книге написано, что возле его изображения есть надпись NIKOLA, но на снимках этого не видно; возможно, в 1864 г. она была заметнее). Интересно, что вокруг головы последнего не нимб, а лучи: процесс его канонизации растянулся на более чем 100 лет, до 1447 г.

В нижнем ряду (вероятно, выполнен другим художником): Иоанн Креститель, неопознанный святой, Иаков Зеведеев и святая Лучия (опять-таки, книга ссылается на надпись, которая не видна на снимках)

Четвертая ниша

Поклонение пастухов. Внизу — святой Мартин Турский, отдающий нищему половину своего плаща; святой Элигий, неизвестный святой и святой Просдоцим; архангел Михаил; «Гостеприимство Авраама»; апостол Варфоломей. В люнете — явление херувима святому Франциску и тетраморф (Книга пророка Иезекииля, глава 1)

Шестая ниша

Христос во славе, Крещение Господне (над головой Иисуса — Святой Дух, а у его ног — снова маленькая фигурка, символизирующая реку Иордан), крещение императора Константина (справа внизу) и «Мистическое обручение святой Екатерины» (в левом нижнем углу). В люнете — архангел Гавриил и неопознанные святые, проповедующие ученикам в пустыне

Седьмая ниша

Крестильная купель (XIV в.)

Крестильная купель

Вверху — «Моление о чаше» и бичевание Христа. Внизу — истязание Христа и Крестный путь

Десятая ниша

Слева — «Положение во гроб» с пророками Исаией и Захарией; святой Христофор. В середине — Святой Лик (Volto Santo, самое известное (и одно из самых ранних) распятие такого типа находится в Лукке), неопознанный сюжет, и шесть дел милосердия. Справа — святая Екатерина Сиенская и святые Жан де Мата, уже встречавшийся на одной из предыдущих фресок, и Октавиан, солдат Фиваидского легиона, который возглавлял святой Маврикий.

В люнете — Благовещение и встреча Марии и Елизаветы

Одиннадцатая ниша

Святой Георгий, Крещение Господне и усекновение главы Иоанна Предтечи. В люнете — архангел Михаил и, вероятно, святые Павел Фивейский (Павел Отшельник) и Антоний Великий

Двенадцатая ниша

На следующем снимке, в люнете левой ниши — единственная сохранившаяся целиком фреска из первоначального живописного оформления баптистерия.

На первой галерее установлены рельефы — аллегорические изображения месяцев и времен года, созданные, по всей видимости, Бенедетто Антелами и его помощниками для портала собора. По каким-то причинам — возможно, из-за смерти архитектора, или из-за его отъезда из Пармы, портал не был построен. В 1240-х годах рельефы были найдены художниками, расписывавшими купол баптистерия, на тех же местах, на которых их можно увидеть и сегодня.

Слева направо: март (во время создания скульптур март, месяц Благовещения, считался первым месяцем года во многих регионах Италии), апрель, май; весна, июнь, июль; август, зима, сентябрь; октябрь, ноябрь, декабрь; январь (февраль не поместился в кадр, а аллегории лета и осени отсутствуют). О персонификациях месяцев немного написано в разделе, посвященном собору Фиденцы.

Под некоторыми месяцами можно увидеть рельефы, изображающие знаки зодиака, приблизительно соответствующие этим месяцам: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Козерог, Водолей. У четырех оставшихся месяцев знаки зодиака вырезаны на тех же плитах, что и сами месяцы (это хорошо видно на рельефах сентября и ноября). Специалисты не дают ответа на вопрос, почему некоторые знаки изображены отдельно, и почему эти отдельные плиты встроены в стены. Еще одна примечательная деталь: на рельефе, изображающем Водолея, также изображены человек, варящий что-то в котле, и висящие рядом колбасы (лучше видно на 4-ом снимке на этой странице)

Скульптуры Антелами

Если взглянуть на один из снимков баптистерия снаружи, можно подумать, что он покрыт плоской крышей. Между тем, при взгляде изнутри, несомненно, виден достаточно высокий (15 метров от своего основания) купол. Секрет заключается в том, что основание купола расположено примерно на уровне второй наружной галереи, а его вершина находится немного ниже верха последнего уровня галерей (со слепыми окнами). Таким образом, купол целиком защищен стенами здания, а сверху его закрывает невысокая пирамидальная крыша (эскиз).

Еще одна интересная конструктивная особенность купола: вспоминая ребра-нервюры готических сводов, конструкцию грандиозного купола Брунеллески во Флоренции, можно подумать, что шестнадцать ребер купола баптистерия также несут на себе значительную нагрузку. Однако, это не так; в данном случае они являются, скорее, декоративными элементами, разделяющими пространство купола на отдельные сегменты.

Имя художника (или художников), расписавшего купол, неизвестно. Сравнивая некоторые фигуры, изображенные на сводах, с росписями в близлежащих городах, некоторые исследователи называют имя Гризополо (Grixopolus pictor Par…sis, т. е. «Гризополо, пармский художник». Впрочем, слово «пармский» — это всего лишь общепринятая гипотеза, поскольку эта подпись, найденная только на единственной работе в городе Мантуя, частично повреждена). Другие исследователи считают, что стилистически многие росписи купола гораздо ближе к византийскому стилю иконописи, чем большинство современных им западноевропейских образцов, а некоторые сюжеты (в основном, связанные с библейским царем Мелхиседеком) соответствуют греческим и сирийским, но не латинским, текстам. На основании этого делается вывод, что купол расписан художником, работавшим на юго-востоке Европы (возможно, на Балканах; иногда называется известный своими фресками начала XIII в. монастырь Милешева в Сербии). И, конечно, вполне возможно, что над росписями купола работали два художника, владевшие, хотя и в разной степени, византийской техникой иконописи.

Росписи выполнены техникой темперы, которая была широко распространена в Византии. Несмотря на большую площадь — более 500 кв. метров — купол был расписан за один или два года. Работы начались в промежутке между 30-ми и 70-ми годами XIII в.; исследователи называют разные десятилетия исходя, в частности, из того, какой гипотезы об авторстве росписей они придерживаются.

Считается, что согласно первоначальному замыслу, росписи купола должны были изображать Небесный Иерусалим. Внутренний круг изображает звездное небо над Новым Иерусалимом, ниже — стены города, украшенные драгоценными камнями (Откровение Иоанна Богослова 21:19, 20), заканчивающиеся фризом. В третьем круге — двенадцать апостолов и четыре символа евангелистов; в четвертом — Деисус (Христос Пантократор, Дева Мария и Иоанн Креститель; поза последнего более характерна для раннего средневековья, чем для времени выполнения росписей) и библейские пророки. Вероятно, на каком-то этапе концепция росписей была изменена; в пятом круге изображены эпизоды из жития Иоанна Крестителя в двенадцати секторах, и фигуры святых в оставшихся четырех. Завершают купол сцены из жизни Авраама

Купол баптистерия

Фотографии отдельных фрагментов купола можно увидеть ниже, если нажать здесь

На этом снимке — вид, который открывался перед вошедшим через главный, западный портал — портал Искупителя. В самом центре — Деисус.

  • Выше, над изображением Иисуса — ангел, символ евангелиста Матфея; далее, по часовой стрелке, фигура с головой орла — символ евангелиста Иоанна, апостолы Павел, Фаддей, Фома, Симон и Варнава (апостол от 70); против часовой стрелки — Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Матфий, Иаков Зеведеев и Филипп (большинство изображений подписаны, определенные сомнения вызывает только Варнава);
  • справа от Иоанна Крестителя — пророки Исаия, Иеремия, Давид и Соломон; слева от Девы Марии — Иоанн Евангелист, Аввакум, Валаам и Моисей;
  • под изображением Христа — святые Мартин Турский и Сильвестр; далее, по часовой стрелке, Иоанн Креститель перед царем Иродом, Иоанн посылает двух учеников к Христу (Мф. 11:2), Иисус, отвечающий ученикам Иоанна (Мф. 11:4 – 6), ученики Иоанна, казнь Крестителя; против часовой стрелки — Крещение Иисуса, Иоанн указывает народу на Иисуса, Иоанн крестит пришедших к нему, святые Григорий и Иероним, Иоанн, проповедующий в пустыне;
  • в люнетах с окнами (здесь и по всей окружности купола) — святые в епископских одеяниях, благословляющие бедняков или пилигримов. В двух левых люнетах без окон — «Гостеприимство Авраама», далее — разрушение Содома и Лот с женой и дочерями, уходящие из Содома, в двух правых люнетах — Авраам, спасающий Лота из месопотамского плена.
  • Над люнетами слева — аллегории зимы и весны, лета и осени, высоты и долготы, широты и глубины (четыре измерения Божией любви); далее, в медальонах — святые девы. Все аллегорические фигуры немного отличаются друг от друга и подписаны, а фигуры святых дев различаются только цветом одежды, и подписаны просто S[ANC]T[AE] VIRGIN[ES]
Восточная сторона купола

Южная сторона, сверху вниз, слева направо:

  • Ангел — символ евангелиста Матфея, фигура с головой орла — символ евангелиста Иоанна, апостолы Павел, Фаддей, Фома, Симон, Варнава (апостол от 70) и Варфоломей;
  • Христос Пантократор, Иоанн Креститель, пророки Исаия, Иеремия, Давид, Соломон, Иезекииль, Осия;
  • святые Мартин Турский и Сильвестр, Иоанн перед царем Иродом, Иоанн посылает двух учеников к Христу (Мф. 11:2), Иисус, отвечающий ученикам Иоанна (Мф. 11:4 – 6), ученики Иоанна Крестителя, обезглавливание Иоанна, пир у Ирода, благовещение Захарии и Елизаветы;
  • в крайнем левом люнете — Лот с женой и дочерями, уходящие из Содома; в двух остальных люнетах без окон — Авраам, спасающий Лота из месопотамского плена
Южная сторона купола

class="small-title" Западная сторона, сверху вниз, слева направо (девять секторов, начиная с окон слева и до окон справа):

  • апостолы Фома, Симон, Варнава (апостол от 70), Варфоломей, фигура с головой быка — символ евангелиста Луки, фигура с головой льва — символ евангелиста Марка, Филипп, Иаков Зеведеев, Матфий;
  • пророки Давид, Соломон, Иезекииль, Осия, Даниил, Амос, Овдий, Моисей, Валаам;
  • ученики Иоанна Крестителя, обезглавливание Иоанна, пир у Ирода, благовещение Захарии и Елизаветы, святые Амвросий и Августин, рождение Иоанна Крестителя, ангел уводит Иоанна в пустыню, Иоанн, проповедующий в пустыне, святые Григорий и Иероним;
  • в левом слепом люнете — спасение Авраамом Лота из месопотамского плена, далее — Авраам находит Мелхиседека (сюжет, который встречается только в византийских источниках; в них Мелхиседек ведет жизнь отшельника), жертвоприношение Исаака и «Гостеприимство Авраама». Над люнетами — святые девы, далее — аллегории огня и воздуха, воды и земли, рек Гихона (Гиона) и Фисона (Пишона) и Тигра и Евфрата, зимы и весны, лета и осени
Западная сторона купола

Северная сторона, сверху вниз, слева направо:

  • Фигура с головой быка — символ евангелиста Луки, фигура с головой льва — символ евангелиста Марка, апостолы Филипп, Иаков Зеведеев, Матфий, Иаков Алфеев, Андрей, Петр, и ангел — символ евангелиста Матфея;
  • пророки Даниил, Амос, Овдий, Моисей, Валаам, Аввакум, Иоанн Евангелист, Дева Мария и Христос Пантократор;
  • святые Амвросий и Августин, рождение Иоанна Крестителя, ангел уводит Иоанна в пустыню, Иоанн, проповедующий в пустыне, святые Григорий и Иероним, Иоанн крестит пришедших к нему, Иоанн указывает народу на Иисуса, Крещение Иисуса, святые Мартин Турский и Сильвестр;
  • в крайнем левом люнете — жертвоприношение Исаака; в двух остальных люнетах без окон — «Гостеприимство Авраама». Над люнетами — аллегории воды и земли, рек Гихона (Гиона) и Фисона (Пишона) и Тигра и Евфрата, зимы и весны, лета и осени, высоты и долготы, широты и глубины (четыре измерения Божией любви); далее, в медальонах — святые девы
Северная сторона купола

Большая купель в центре баптистерия лишена каких-либо украшений. Ее форма повторяет внешние контуры здания. В центре — чаша меньшего размера в форме листа клевера; в этой чаше во время обряда стоял священник

Большая купель
Дверца
Дaлее:
Парма – часть 4: Кафедральный собор