Парма – часть 2: Баптистерий снаружи

Battistero di San Giovanni Battista

Баптистерий, посвященный святому Иоанну Крестителю, был построен в XII – XIII вв. С 1196 по 1216 гг. строительством руководил Бенедетто Антелами, автор проекта и большинства скульптур баптистерия.

Биография Антелами практически неизвестна. Вероятно, он родился в середине XII в. в Ломбардии. Из-за формального сходства некоторых его работ с порталами соборов Нотр-Дам в Шартре и Париже предполагается, что некоторое время он работал во Франции — скорее всего, в качестве ученика. До начала работы над баптистерием Антелами работал над амвоном в соборе Пармы и, вероятно, над фасадом собора в Фиденце.

Строительство баптистерия началось в 1196 г. В 1216 г., когда был построен только первый уровень галерей, строительство было приостановлено: из-за политических разногласий прекратились поставки розового мрамора из Вероны, которым баптистерий облицовывался снаружи. Три оставшихся уровня были достроены после 1260 г. — считается, что на этом проект Антелами был полностью реализован. В 1270 г. баптистерий был освящен. Самая верхняя галерея со слепыми окнами и балюстрада над ней были построены в начале XIV в.

Пармский баптистерий считается одним из самых значительных памятников эпохи перехода от романского к готическому стилю в Италии

Общий вид баптистерия

Как и многие другие баптистерии, в плане баптистерий в Парме представляет восьмиугольник. В него ведут три портала. С северной стороны, то есть со стороны площади — портал Богородицы. Над порталом — статуи архангелов Михаила и Гавриила. На соседней стене — статуи царя Соломона и царицы Савской (оригиналы всех четырех статуй находятся в епархиальном музее)

Портал Богородицы

С левой стороны портала — Иаков (Израиль, внизу), двенадцать его сыновей, родоначальников колен Израилевых, и, вверху, Моисей, держащий скрижали. Все скульптурные изображения подписаны, поэтому их идентификация не составляет труда

Левая сторона портала

С правой стороны — вероятно, ранняя версия Древа Иессева — аллегорического изображения родословия Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея. В основании древа (нет на снимке) — спящий Иессей, отец царя Давида. Вверху — вырезанная из белого мрамора статуя Девы Марии

Правая сторона портала
  • В люнете — поклонение волхвов и сон Иосифа.
  • В архивольте — двенадцать ветхозаветных пророков, держащих медальоны с изображениями апостолов. Все фигуры, за исключением апостола Петра, держащего ключи (слева внизу), и безбородого апостола Иоанна (над правым плечом Девы Марии), изображены без каких-либо индивидуальных черт, но их имена достаточно хорошо читаются.
  • В архитраве — сцены из жизни Иоанна Крестителя. Слева — крещение Иисуса; архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил держат одежды Христа. Правее — пир царя Ирода, слева от Ирода и Иродиады — советник Ирода, которому министр (?) подает вазу или урну, справа — Саломея, направляемая дьяволом. Последняя сцена — обезглавливание Иоанна, сверху — архангел Михаил.
  • Ниже — надпись, позволяющая точно определить год начала строительства и участие в нем Антелами
Верхняя часть портала

Все здание баптистерия опоясывает почти непрерывная цепь из 75 рельефов-зоофоров, на которых изображены реальные и фантастические животные, человеческие фигуры, и т. п.

Зоофоры

Южный портал — портал Крестителя, или портал Жизни

Южная сторона баптистерия

Этот портал, выходящий на маленькую Piazzale Battistero, оформлен гораздо более скромно, чем остальные.

Композиция в центре люнета — человек, лакомящийся медом на дереве, корни которого подгрызают два животных, и под которым его подстерегает дракон, отсылает к «Притче о единороге» из средневекового романа «Варлаам и Иоасаф». Слева — два медальона с олицетворениями солнца, справа — два медальона с олицетворениями луны. Нижние медальоны символизируют день и ночь, которые, подобно двум животным, подтачивают древо человеческой жизни. Согласно Оригену Адаманту и святому Амвросию, солнце является символом Христа, а луна — символом церкви. Таким образом, верхняя пара медальонов изображают Христа и церковь, которые даруют человеку надежду и спасение.

Четыре фигуры вокруг нижнего медальона, изображающего луну, вероятно, символизируют четыре ее фазы и изменчивость человеческой судьбы.

В архитраве — Агнец Господень, Христос Вседержитель и Иоанн Креститель.

Резные двери порталов баптистерия, изготовленные в 1825 – 1829 гг. Джованни Зилиоли, копируют двери центрального портала собора (конец XV в.; см. далее)

Портал Крестителя
Зоофоры
Зоофоры

Главный портал баптистерия — западный, называемый порталом Искупителя

С правой стороны портала — шесть возрастов человека и шесть возрастов мира, показанные через притчу о работниках на винограднике (Мф. 20:1 – 16). Притча рассказывает о пяти группах работников; рельеф же изображает еще и пожилого человека. Самый верхний сюжет — хозяин виноградника вознаграждает всех работников

Правая сторона портала

Слева — шесть дел милосердия (Притча о Страшном суде, Мф. 25:31 – 46): принять странника, прийти к больному, накормить алчущего, напоить жаждущего, посетить заключенного, одеть нагого

Левая сторона портала
  • В люнете портала — Страшный суд. На открытых ладонях Христа видны раны от гвоздей; слева и справа ангелы подают Орудия Страстей Господних: крест, терновый венец, копье и губку, смоченную в уксусе. В левом углу — вероятно, Иоанн Богослов, держащий Апокалипсис.
  • В архивольте — двенадцать апостолов (святой Петр изображен с ключами) и трубящие ангелы.
  • В архитраве — нагие души праведников (слева) и грешников
Верхняя часть портала
Дaлее:
Парма – часть 3: Баптистерий внутри