Фиденца — часть 2: Фасад собора

Duomo di Fidenza

Как уже упоминалось в предыдущей части альбома, в конце XII – начале XIII вв. над перестройкой собора работал архитектор и скульптор из Пармы Бенедетто Антелами, позже работавший над пармским баптистерием. Документальных подтверждений этому не сохранилось, но большинство специалистов, с той или иной степенью уверенности, утверждают, что авторство большинства барельефов на фасаде принадлежит если не самому Антелами, то, по крайней мере, его мастерской.

Как видно на снимке, фасад собора остался незавершенным. Считается, что в 1196 г. Антелами вернулся в Парму для работы над баптистерием.

Далее — много снимков деталей фасада, начиная с его левой стороны

Фасад собора

На левой башне — два барельефа, изображающие царя Ирода и волхвов (все «персонажи» подписаны).

Царь Ирод, вероятно, отдающий приказ об избиении младенцев

Царь Ирод

Каспар, Валтасар и Мельхиор, спешащие в Иерусалим

Каспар, Валтасар и Мельхиор

Левый портал — «Врата смерти»

  • Вверху — вероятно, статуя Джованни Паллавичино, приближенного императора Фридриха I Барбаросса, от которого он получил во владение город и его окрестности, главный благотворитель собора.
  • На фронтоне — император Карл Великий с, вероятно, оруженосцем; папа Адриан II вручает митру и посох настоятелю собора; больной по имени Элия, приехавший поклониться мощам св. Домнина
Фронтон левого портала

В люнете — «Одигитрия», или «Мадонна милосердия»

Детали левого портала
Теламон у левого портала

Слева от центрального портала — царь Давид, держащий в руках свиток со словами «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20)

Царь Давид
  • Слева на колонне — апостол Симон (скорее, Симон Зилот, чем Петр). На свитке надпись «Апостол Симон указывает, что это путь в Рим»; собор находился на Дороге франков — паломнической дороге, соединявшей Рим и Кентербери.
  • На капители колонны — пророк Даниил во рву львином.
  • На колонне справа — праотец Авраам, ниже — капитель Богородицы
Скульптуры слева от центрального портала

Продолжение рождественского цикла, начатого на левой башне: поклонение волхвов и сон Иосифа

Поклонение волхвов и сон Иосифа

Начало истории св. Домнина: слева — Святой Домнин коронует Максимиана Геркулия, соправителя Диоклетиана; справа — Домнин просит Максимиана отпустить его с государственной службы, что бы он мог целиком посвятить себя служению Христу

Начало истории св. Домнина
  • Над головой царя Давида — введение Христа во храм (сретение).
  • Слева и справа — ангел приглашает семью богатых паломников в храм; ниже — грифон, символ силы и мудрости, и козерог, символ страсти (согласно старой версии сайта собора, доступной сейчас в архиве)
Скульптуры слева от центрального портала

Центральный портал — «Райские врата»

Продолжение истории св. Домнина. Несмотря на гнев Максимиана, Домнин с единоверцами уходит из Медиолана (Милана). Св. Домнин изображен последним в ряду христиан

Центральный портал, левая сторона

В архитраве слева — воины Максимиана гонятся за Домнином в Пьяченце. Пьяченца символически изображена двумя башнями с закрытыми на замки дверями; из окон башен выглядывают горожане

Левая половина архитрава

Домнин схвачен и обезглавлен: солдат отрубает ему голову, ангелы уносят ее на небеса. Затем она появляется на некоем надгробье; обезглавленный святой берет ее и переходит ручей Стироне

Правая половина архитрава
  • Св. Домнин умирает в зарослях на берегу ручья.
  • Святой исцеляет Элию (см. левый портал) и возвращает ему коня, который был украден, пока Элия молился над мощами святого
Центральный портал, правая сторона

Лев у центрального портала

Лев у центрального портала

Справа от центрального портала — пророк Иезекииль. Надпись на свитке: «Я видел двери, ведущие в дом Господень, и они были закрыты».

Над фигурой пророка — Мадонна с младенцем среди цветов миндаля; слева и справа — ангел приглашает семью бедных паломников в храм; у их ног — гарпия (существо тьмы, символ разрушения) и кентавр, поражающий оленя (символ борьбы со злом, как утверждает сайт собора).

На колонне справа нет и, предположительно, никогда не было фигуры, которая была бы симметрична фигуре апостола Симона слева от портала

Скульптуры справа от центрального портала

В левом верхнем углу — дьявол, терзающий Иова. Ниже, на капители колонны — четыре евангелиста

Скульптуры справа от центрального портала

Енох, седьмой патриарх, начиная от Адама

Патриарх Енох

Пророк Илия на колеснице (вероятно, колесница должна быть огненной, но…) и пророк Елисей

Пророк Илия на колеснице

Последний рельеф из истории св. Домнина: мост, возле которого почил святой, обрушился при переходе через него группы паломников. Находящаяся среди них беременная женщина была спасена вмешательством святого

Святой Домнин спасает паломников при обрушении моста

Правый портал — «Врата жизни»

На вершине фронтона — человек по имени Раймондин. Он может быть либо аллегорией бедноты, внесшей свой вклад в строительство собора, либо изображать святого Раймондина, паломника из Пьяченцы

Правый портал

Слева в протируме — Геракл, держащий поверженного им немейского льва. Надпись гласит: «FORTIS HERCVLES», т. е. «сила Геракла»

Геракл, держащий поверженного льва

Справа — грифон, схвативший оленя. Подписи у этого барельефа нет, и смысл этой аллегории не совсем ясен

Грифон, схвативший оленя

Колонны этого портала поддерживают бараны

Бараны у правого портала

На правой башне собора — фриз, изображающий, согласно последним предположениям, сюжеты из историй о Пипине Коротком, Карле Великом, его сестре Берте и других. Вероятно, основой для барельефов послужила франко-итальянская баллада XIII в. «Berta e Milon», рассказывающая, в числе прочего, о рождении Бертой легендарного рыцаря Роланда

Фриз правой башни, левая половина
Фриз правой башни, правая половина

Фриз продолжается на южной стороне башни. Принято предполагать, что эти барельефы изображают паломников, следующих в Рим. Но недавно была предложена новая интерпретация, согласно которой на фризе изображен Карл Великий со свитой, возвращающийся во Францию после освобождения Рима от сарацинов. Если эта версия верна, то некое животное на спине лошади — гепард, с которыми император охотился

Продолжение фриза на южной стороне башни
Продолжение фриза на южной стороне башни

Под фризом — барельеф, изображающий полет Александра Македонского на грифонах. Александр привязал к трону двух грифонов и взял в руки копья, на которые были нанизаны куски мяса. Стремясь дотянуться до пищи, грифоны взлетели и подняли трон в небо. Этот сюжет можно увидеть в целом ряде церквей по всей Европе. Однако, исследователи расходятся во мнениях, следует ли это изображение считать аллегорией надменности и высокомерия, или олицетворением силы и стремления к небесам

Полет Александра Македонского на грифонах