Парма – часть 5: Интерьер собора

Cattedrale di Santa Maria Assunta

Интерьер собора сформировался, в основном, в XV – XVI вв. К 1411 г. богатыми гильдиями и знатными горожанами были построены десять часовен, для доступа к которым потребовалась перестройка боковых нефов, а в следующем столетии был перестроен пресвитерий (см. ниже). К этому же периоду относятся большинство фресок собора. Из элементов романского периода в более или менее неизменном виде сохранились только капители колонн и епископская кафедра (авторы сайта не уделили им должного внимания, поэтому собственных снимков нет; посмотреть можно здесь и здесь)

Интерьер собора

На эмпорах над боковыми нефами во время богослужений вполне могла присутствовать знать — в отличие от, например, собора Модены, в котором эмпоры несут исключительно декоративную функцию. Теоретически, их можно посетить, но практически осуществить это весьма сложно. Между тем, многие интересные капители (например, «Два волка и осел, одетые, как монахи») венчают именно колонны эмпор

Эмпоры над боковыми нефами

Фрески в центральном нефе выполнены в 1567 – 1571 гг. Латтанцио Гамбарой и, на начальном этапе, Бернардино Гатти.

Все росписи выполнены по единой схеме: в люнетах — аллегорические фигуры, ниже, над эмпорами — эпизоды из жизни Христа, а в нижнем ряду — фигуры пророков, между которыми расположены монохромные изображения сцен из Ветхого Завета и короткие фразы оттуда же. Сопоставляя центральные и нижние (монохромные) сюжеты в отдельных пролетах нефа, можно заметить, что художник иллюстрирует параллели между Ветхим и Новым Заветами, на которые указывает Августин Блаженный в своем труде «О граде Божьем». Более подробно об этих росписях можно прочитать здесь.

За пророками — фигуры в одеждах XVI в., которые специалисты склонны отождествлять с известными жителями города

Фрески центрального нефа

В центре — Ноев ковчег. Надпись слева — «Все положил под ноги его» (Пс. 8:7; синодальный перевод), справа — «Путь твой в море» (Пс. 76:20). На фреске над эмпорой — Спасение утопающего Петра

Ноев ковчег

Надпись: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44:3)

Пророк
Пророк
Пророк

Обрезание Господне

На монохромной фреске (нет на снимке) — сцена, известная под названием «Обрезание первенцев»

Обрезание Господне

Избиение младенцев; на заднем плане — Бегство в Египет

На монохромной фреске — Спасение Моисея из вод Нила

Избиение младенцев

Иисус среди книжников

На монохромной фреске — Суд Соломона

Иисус среди книжников

Своды нефа расписали Джироламо Бедоли Маццола и Франческо Мендоньи в период с мая 1555 года по июнь 1557 года.

Неизвестно, когда готические своды сменили деревянную крышу романского периода — вероятно, это произошло при реконструкции собора после землетрясения 1117 г.

Своды нефа

Кафедра, приписываемая Паоло Фрони, 1613 г. (хотя ряд исследователей, анализируя стиль кафедры, относят ее к более позднему периоду). На заднем плане — фрески первой половины XVI в. в часовне Чентони

Кафедра

Средокрестие собора

Средокрестие собора

В куполе над средокрестием — фреска «Взятие Девы Марии на небо» Антонио Аллегри, известного как Корреджо.

Антонио Аллегри родился около 1489 г. в городе Корреджо, расположенном недалеко от Модены и Реджо-Эмилии. Очевидно, что свое прозвище художник получил от названия родного города, в котором и началась его деятельность. Свои наиболее значительные работы — росписи покоев настоятельницы монастыря св. Павла, купола церкви св. Иоанна Крестителя и купола собора Корреджо выполнил в Парме. Кроме того, им был написан ряд алтарных картин для церквей Пармы, Модены и Реджо-Эмилии (практически все они сейчас находятся в музеях Дрездена, Пармы и т. д.). Купол собора был расписан Корреджо между 1524 и 1530 гг.

В большинстве своих крупных работ Корреджо избегал точных иконографических деталей — таких, как традиционные атрибуты апостолов и святых, поэтому идентифицировать отдельные персонажи фрески достаточно сложно. Мы видим Деву Марию (на снимке — напротив крайнего правого окна), слева и справа от нее — Адам и Ева; за Адамом — Авраам с Исааком и жертвенным ягненком, специалисты находят еще Иосифа Обручника, Давида, Иакова и Мелхисидека. За Евой, предположительно, Марфа и Мария, сестры Лазаря, три Марии и Юдифь со служанкой, держащей отрубленную голову Олоферна.

Фигура в центральной части купола обычно идентифицируется как Иисус, встречающий свою мать, реже — как ангел, ведущий Марию на небо. Встречаются и несколько неожиданные трактовки: например, что эта фигура изображает низвергнутого Люцифера (см. здесь и здесь), и, таким образом, фреска является иллюстрацией идеи спасения.

Возможно, сложность понимания фрески, а так же новаторство ее композиции, послужили причиной большого количества критических отзывов о ней — как от современников Корреджо, так и, например, от Чарльза Диккенса, в 1846 г. в очерке «Картины из Италии» написавшего: «Такого лабиринта рук и ног, таких груд изуродованных человеческих тел, перемешанных и перепутанных друг с другом, ни один хирург, сойдя с ума, не мог бы представить себе в самом диком бреду» (перевод А.С. Бобовича) — хотя, возможно, на Диккенса произвело гнетущее впечатление плачевное состояние фрески и собора в целом, в котором они находились в то время. Но, так или иначе, считается, что росписи купола собора стали одной из важных моделей для зарождавшегося искусства барокко

Купол собора

В парусах — святые покровители города, также работы Корреджо. На этом снимке — святой Иларий Пиктавийский, епископ, один из учителей церкви

Парус с изображением святого Илария Пиктавийского

Иоанн Креститель

Парус с изображением Иоанна Крестителя

Мраморный алтарь (XII – XIII вв.)

Спереди (строго говоря, это задняя сторона алтаря) — апостолы Иаков, Павел, Фома и Варфоломей; мученичество святых Абдона и Сеннена. На боковой панели — те же Абдон и Сеннен в окружении двух львов и четырех медведей, которые должны были разорвать святых на арене амфитеатра, но, вместо того, улеглись у их ног

Средневековый алтарь

С конца XII в. к огражденному пресвитерию примыкал амвон, стоящий на мраморных колоннах, которые, в свою очередь, опирались на спины лежащих львов. В 1565 г. внутреннее убранство собора было изменено (в частности, исходя из решений Тридентского собора). В результате, амвон и ограждение пресвитерия были разобраны, и была построена широкая лестница к пресвитерию. Львов, капители колонн и фрагменты ограждения сейчас можно увидеть в Епархиальном музее и Национальной галерее. Наиболее хорошо сохранившийся рельеф — вероятно, украшавший амвон — сейчас находится в правом рукаве трансепта.

На рельефе, выполненном Бенедетто Антелами в 1178 г., изображено снятие Иисуса с креста. Как и на многих других рельефах романского периода, многие персонажи, включая солнце и луну в медальонах, подписаны: Иосиф Аримафейский поддерживает тело Христа, пока Никодим, стоящий на лестнице, вытаскивает гвоздь из его левой руки. Правую руку Христа держат Дева Мария и архангел Гавриил. Между Иосифом и Марией — фигура с победно развевающимся знаменем с крестом, символизирующая церковь («ECCL[ESI]A EXALTATVR»), т. е. христианство. За Девой Марией — Иоанн (вероятно, Богослов) и три Марии, Магдалина, Клеопова и Зеведеева (SALOME).

В правой части рельефа — фигура, уронившая преломленное знамя, символизирующая синагогу («SINA:GOGA DE:PO:NI:TVR»), т. е. иудаизм. Ее голову пригибает архангел Рафаил. Далее — центурион и четыре мужчины и одна женщина, вероятно, изображающие евреев. На переднем плане — группа из четырех людей, делящих одежды Христа

Снятие Иисуса с креста

Свод правого (южного) рукава трансепта был расписан художником Микеланджело Ансельми в 1548 г. Но фрески сильно пострадали от сырости, и 1768 г. Антонио Брешиани и Гаэтано Гидетти расписали свод заново, попытавшись точно воспроизвести его первоначальный вид

Свод правого рукава трансепта

Мраморный киворий (Альберто Маффиоло, 1486 – 1488 гг.) в апсиде (Альберто Маффиоло, известный также как Альберто из Каррары, позже работал над рельефами в Павийской Чертозе и над собором Кремоны)

В нижнем ряду — «Ecce Homo» (изображение Иисуса в терновом венце и багрянице) в окружении символов четырех евангелистов. Выше, слева и справа от дарохранительницы — святой Себастьян и пророк Давид. Далее — «Муж скорбей» (еще один иконографический тип, изображающий Иисуса стоящим по пояс в гробу), апостол Петр и Моисей. В медальонах — святой Бернардин Фельтрский (францисканский монах, один из основателей системы ссудных касс-ломбардов) и неопознанный святой. В верхнем ряду — Иоанн Евангелист, Дева Мария, Иоанн Креститель и святой Иларий.

Балдахин из позолоченного дерева изготовлен в 1766 г. Антонио Гидетти. На мраморной балюстраде перед киворием — бронзовые статуи четырех евангелистов (Джакомо Филиппо и Дамиано Гонсате, 1503 – 1508 гг.) и канделябры (Джероламо Мильявакка, 1703 г.)

Киворий в апсиде

Фреска «Христос-Судия» в конхе апсиды и росписи свода пресвитерия выполнены в 1538 – 1544 гг. пармским художником Джироламо Маццола Бедоли, современником Пармиджанино (и, к тому же, женатого на двоюродной племяннице последнего). Слева можно увидеть Деву Марию, смотрящую на своего сына, и апостола Петра, держащего ключи, к которому повернулся Иоанн Богослов. У ног Петра — ангел, держащий папскую тиару. Справа — Иоанн Креститель и апостол Павел

Своды и конка апсиды

Капелла знатной семьи Кантелли, история которой восходит, по крайней мере, к XIII в. Ее своды расписаны в 1881 – 1882 гг. Джероламо Маньяни (именем которого назван театр в городе Фиденца)

Капелла семьи Кантелли

На трех следующих снимках — капелла Валери, построенная в 20-х – 30-х годах XV в. по обету семьи Валери. Глава семейства, торговец оружием Кристофоро Валери, в течение нескольких лет бывший подестой Пармы, был обвинен в участии в заговоре против герцогов д'Эсте и, вместе со своим старшим сыном Андреа, был заключен в тюрьму. Впоследствии семья была изгнана из города, а их имущество конфисковано. После возвращения в Парму семья поручила мастерской Бертолино де Гросси расписать построенную по их заказу капеллу. На фресках изображены эпизоды из жизни святых Христофора и Екатерины и апостола Андрея — в честь небесных покровителей отца семейства, его жены, и их старшего сына

Капелла Валери, правая сторона

Алтарь был создан во второй половине XVIII в. скульптором Игнацио Маркетти для несуществующей ныне церкви Святой Екатерины

Алтарь в капелле Валери
Капелла Валери, левая сторона

На следующих снимках — Коммунальная капелла, посвященная святому Себастьяну. Капелла расписана между 1417 и 1436 гг. той же мастерской Бертолино де Гросси. Заказчиком же выступали городские власти, давшие обет св. Себастьяну в благодарность за спасение города от чумы 1410 г. На фресках святой изображен в красном одеянии, отороченным мехом горностая

Коммунальная капелла
Коммунальная капелла
Коммунальная капелла
Коммунальная капелла
Дaлее:
Парма – часть 6: Монастырь Святого Иоанна Богослова