Парма – часть 6: Монастырь Святого Иоанна Богослова

San Giovanni Evangelista

Borgo Bruno Longhi
Бруно Лонги — итальянский антифашист, уроженец Пармы

Borgo Bruno Longhi

Несмотря на свое название, эта аптека на улице Кардинала Феррары не столь древняя, как находящаяся через площадь от нее Antiche spezieria di San Giovanni Evangelista. Последняя — часть монастыря Святого Иоанна Богослова, существует, по крайней мере, с 1201 г., а улица, на которой находится эта аптека, появилась только в 1514 г. В 1990 г. аптека была закрыта.

Портал аптеки с аллегорическими изображениями химии и фармацевтики относится к началу XX в.

Antica Farmacia S.Giovanni

В 983 г. на месте оратория Святого Колумбана началось строительство бенедиктинского монастыря, посвященного святому Иоанну Богослову. В 1477 г. он был разрушен сильным пожаром, и в 1490–1519 гг. на его месте был построен новый комплекс, включающий в себя церковь и монастырь с тремя клуатрами.

Считается, что бенедиктинцы не поручили строительство монастыря какому-либо отдельному мастеру, но привлекали к разработке и реализации проекта ряд пармских интеллектуалов-гуманистов. В частности, называются имена литераторов Франческо Марио Грапальдо и Джорджио Ансельми, предложивших концепцию гуманистической реинтерпретации романского собора. При этом сами бенедиктинцы принимали активное участие в работах, постоянно их контролируя и внося изменения в проект. Лишь на завершающих этапах строительства (после 1510 г.) строительством стал руководить архитектор Бернардино Дзакканьи, разработавшим, в числе прочего, купол церкви. Также известны имена Антонио Феррари д'Аграте, которому, вероятно, были поручены все работы по камню, и его сына Джана Франческо.

Фасад церкви был построен в 1604 – 1607 гг. архитектором Симоне Москино из Орвието. На фасаде – статуи Девы Марии (в центре), апостола Иоанна и святого Пласидо (внизу), святых Фелицитаты, Бенедикта, Мавра и Схоластики (вверху) работы Джована Баттисты Карры да Биссоне и Антонио Розони. Колокольня, самая высокая в Парме (76 м), построена между 1615 и 1621 годами, предположительно по проекту Джованни Баттиста Маньяни.

Слева — вход в монастырь, а стена справа от церкви, похоже, отношения к комплексу не имеет

Монастырь Святого Иоанна Богослова

Средокрестие церкви

Купол церкви был расписан Антонио Аллегри, более известным как Корреджо, в 1520–1521 гг. (о Корреджо уже было написано в предыдущем разделе).

В парусах — евангелисты и Учителя Церкви: справа внизу — апостол Марк и Григорий Великий, далее, по часовой стрелке — Матфей и Иероним Стридонский, Иоанн и Августин Блаженный, Лука и Амвросий Медиоланский. На арках — персонажи из Ветхого завета: справа внизу — Самсон, срывающий ворота Газы и Иона, извергнутый из чрева кита, справа вверху — Каин, убивающий Авеля, и жертвоприношение Авраама

Средокрестие церкви

В куполе Корреджо изобразил Христа в окружении апостолов. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, Корреджо в своих работах редко изображал точные иконографические детали. Поэтому однозначно идентифицировать можно только апостола Петра, держащего ключи. Одной из интересных особенностей росписей купола является то, что, на первый взгляд, Христа окружают всего лишь одиннадцать апостолов. На самом деле, их все-таки двенадцать: двенадцатый, Иоанн, изображен на самом краю купола — примерно напротив лица Иисуса. Причем увидеть его можно только глядя на купол из пресвитерия, в чем легко убедиться, вернувшись к предыдущему снимку, который сделан из центрального нефа. Таким образом, фигура Иоанна была видна только монахам-бенедиктинцам, так как только им было позволено подниматься на пресвитерий.

Существует несколько предположений о сюжете фрески. Прежде всего, следует отметить, что Иисус и апостолы, скорее, спускаются с неба, чем поднимаются в него. В сочетании с расположением и позой фигуры Иоанна это вызывает ассоциации со словами богослова-доминиканца Иакова Ворагинского, который в IX главе своей книги «Золотая легенда», «О святом апостоле и евангелисте Иоанне», пишет:
«Когда Иоанн достиг девяноста восьми лет <…>, ему явился Господь с учениками Своими и сказал: «Приди ко Мне, возлюбленный мой, ибо исполнилось время, чтобы ты разделил Мою Трапезу с братьями твоими»
(Золотая легенда. Том I. Издательство Францисканцев, Москва, 2017 г.)

Согласно другой, менее распространенной гипотезе, Корреджо изобразил на фреске Второе пришествие Иисуса Христа согласно Откровению Иоанна Богослова («Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око», Откр. 1:7). Основной проблемой этого предположения является то, что в Откровении не говорится о том, что Иисуса во время Второго пришествия будут сопровождать апостолы.

Кроме того, существует и третья гипотеза, предполагающая, что во фреске объединены оба этих сюжета: с одной стороны, рядовой прихожанин, вошедший в церковь, и движущийся в направлении пресвитерия, видел постепенно открывающийся его взгляду образ Христа. С другой стороны, монахи в пресвитерии могли видеть картину, изображающую одну из, возможно, главных задач монашеской жизни: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Подробнее об этой гипотезе можно прочитать, например, здесь

Купол церкви

Апсида конхи в 1522 г. была также расписана Корреджо. Фреска изображает коронацию Богородицы в окружении Иоанна Богослова, святых Бенедикта и Мавра, и Иоанна Крестителя. Но в 1586 г. монахи решили удлинить алтарную часть церкви. Несмотря на предпринятые попытки, оригинальные фрески сохранить не удалось (их фрагменты сейчас хранятся в Национальной галерее в Парме и в других музеях), и они были заменены копией работы Чезаре Аретуси из Болоньи.

В XVII в. пострадала еще одна работа Корреджо, фриз пресвитерия. Его уцелевший фрагмент сейчас находится в Зале капитула монастыря (см. ниже). На места фриза же сейчас находится орган, перенесенный из трансепта. Вероятно, Корреджо расписал также и нервюры свода. Фрески на остальных частях сводов и на стенах пресвитерия выполнены пармскими художниками в конце XVI в.

Мраморный алтарь создан в 1659 г. по проекту архитектора Бартоломео Аванцини, ранее работавшего над Дворцом герцогов в Модене. Алтарная картина «Преображение Господне» написана в 1556 г. Джероламо Маццолой Бедоли (явно под влиянием «Преображения» Рафаэля)

Апсида

Мадонна с младенцем и святым Иоанном Евангелистом (Антонио Бегарелли, ок. 1543 г.)

О Бегарелли было написано здесь

Мадонна с младенцем и святым Иоанном Евангелистом

В люнете над входом в ризницу — апостол Иоанн Богослов (Корреджо, 1520 г.). Надпись над фреской гласит: «Глубже других раскрыл он тайны Бога». Портал выполнен Антонио Феррари д'Аграте в 1515 г.

Слева — алтарь, посвященный святому Мавру. На алтарной картине (Эмилио Таруффи, XVII в.) святой исцеляет зараженных чумой

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн (Антонио Бегарелли, ок. 1543 г.)

В правом рукаве трансепта есть еще две статуи Бегарелли, святых Фелицитаты и Бенедикта

Апостол Иоанн

Фриз центрального нефа, оконченный в 1524 г. — последняя из работ Корреджо в церкви. Считается, что в работе принимал участие его ученик Франческо Мария Рондани.

Фриз состоит из 13 секций (по 6 с каждой стороны нефа, и одна, большего размера, на контрфасаде), выполненных по единой схеме: в центре чередуются изображения иудейского жертвоприношения и греческого (т. е. языческого) преклонения перед алтарем с надписью «DEO IGNOTO» («Неизвестному богу»). Слева — изображения пророков, держащих таблички с фразами на латыни, а справа — сивилл, также с табличками, но с надписями уже на древнегреческом языке. Подобные таблички есть и у путти на полуколоннах. Некоторые из пророков и сивилл могут быть идентифицированы (например, Давид и Дельфийская сивилла).

Исследователи полагают, что фрески фриза основываются на труде Августина Блаженного «О граде Божьем». Так, в XXIII главе, «О сивилле Эритрейской, которая в числе других сивилл считается за давшую многие совершенно ясные предсказания о Христе», Августин, ссылаясь на христианского писателя III в. Луция Целия Фирмиана Лактанция, рассказывает о предсказаниях некой сивиллы, пророчившей страдания Иисуса Христа в последние дни его земной жизни, его смерть и воскресение. Первые три фрагмента представляют собой своего рода вступление к последующему повествованию. Например, тексты в первом фрагменте гласят: «PRIMVS Ē NOVISSIMVS» и «ΑΛΦΑ ΚΑΙ Ω» — «[Я есмь] Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1:10); десять следующих фрагментов посвящены собственно Страстям Христовым.

На снимке — три последних фрагмента, завершающих цикл: «VELVM TEMPLI SCINDETVR», «MORTEIS FATV FINITE», «TRIDV V SOPITVS»

Своды нефа расписаны Микеланджело Ансельми

Центральный неф

Далее: монастырь

Первый клуатр монастыря, называемый клуатром Святого Иоанна, был построен последним — в 1537–1538 гг. Под крышей видны остатки фресок Леонардо да Монкио и Эрколе Пио, датируемых 1579 г. Фонтан в центре был установлен в 1589 году

Клуатр Святого Иоанна

Второй клуатр — клуатр Капитула — самый старый, построен в 1500 г.

Клуатр Капитула
Клуатр Капитула

Вход в Зал капитула

Резные обрамления дверей и окон — работа мастерской Антонио Феррари д'Аграте

Вход в Зал капитула

Зал капитула. Сохранившийся фрагмент фриза пресвитерия церкви работы Корреджо и хоры конца XV в.

Зал капитула

Третий клуатр — клуатр Святого Бенедикта — самый большой, построен в 1508–1512 гг.

Если бы путь в клуатр не преграждала решетка, то, возможно, из него можно было бы попасть в трапезную монастыря, в которой находится ряд произведений искусства

Клуатр Святого Бенедикта
Дaлее:
Парма – часть 7: Вокруг площади Гарибальди