Пьяченца – часть 2: Кафедральный собор

Duomo di Piacenza

Кафедральный собор Пьяченцы, посвященный вознесению Девы Марии и Иустине Падуанской — самая большая романская церковь в Эмилии-Романье.

Строительство собора началось в конце XI или начале XII века; более точная датировка затруднительна из-за отсутствия документальных свидетельств, и из-за того, что собор претерпел целый ряд реконструкций. На фасаде собора указана дата «1122 г.», однако некоторые специалисты считают, что это дата начала второго этапа строительства, который начался с ремонта поврежденного землетрясением 1117 г. здания, к тому времени уже, по большей части, построенного. Так или иначе, к 60-м годам XII в. собор, за исключением фасада и колокольни, был построен.

Немногочисленные археологические находки указывают, что, как и многие другие церкви того периода, собор построен на месте раннехристианской базилики, вероятно, V в.

Кафедральный собор

В 1720 г. была построена так называемая «Ложа Канцлеров» («Loggia della Cancelleria»), соединявшая северо-восточную часть собора (на снимке) с находящимся рядом епископским дворцом. В ходе масштабной реставрации собора в 1894 – 1901 гг. лоджия была разобрана, а порталу, ведущему в трансепт, был возвращен его первоначальный вид. При этом пришлось заменить львов, поддерживающих колонны портала: оригинальные скульптуры были признаны слишком поврежденными

Апсидная часть и левый рукав трансепта
Барабан купола
Колоннада апсиды
Портал, ведущий в трансепт
Лев портала трансепта

При упомянутой выше реставрации было заменено большинство колонн галерей. Вместо некоторых были установлены статуи руководителей реставрационных работ

Статуя на галерее

Колокольня высотой более 70 м была закончена в 1333 г. Перед собором — памятник папе Пию IX (1880 г., Джованни Дюпре)

Колокольня

Статуя Камилло Гвидотти, главного архитектора реставрации

Статуя Камилло Гвидотти

Нижняя часть фасада собора была, скорее всего, построена в первой половине XII в., а целиком фасад был закончен приблизительно веком позже.

  • Над правым порталом работал один из главных итальянских мастеров романского периода Никколо (этот скульптор, стоящий в одном ряду с Бенедетто Антелами и Вилиджельмо, также работал над собором Феррары и веронской базиликой Сан-Дзено). Вероятно, Никколо принадлежит и проект фасада в целом.
  • Левый портал — предположительно, работа Вилиджельмо, автора барельефов на фасаде собора Модены.
  • Центральный портал — результат целого ряда реконструкций. При реставрации 1894 – 1901 гг. ему был возвращен первоначальный вид.

Галереи под кровлей появились в XVI в., а кельтский крест на вершине фасада был установлен в 1901 г. по предложению епископа Скалабрини.

На колокольне можно увидеть клетку, установленную в 1495 г. герцогом Людовико Сфорца. Эта клетка должна была служить для публичного наказания священников, уличенных в богохульстве и прелюбодеяниях, а в более поздние времена — для всех совершивших тяжкие преступления. Следует заметить, что подобные клетки можно было увидеть и в других городах средневековой Италии — например, на кампаниле Сан-Марко в Венеции. По всей видимости, клетка в Пьяченце использовалась только единожды, и всего на несколько часов

Фасад собора

Левый портал

Теламон слева, сидящий на трехголовом псе, цербере — предположительно, аллегория ада; теламон справа, которого держит за одежду змея — аллегория чистилища

Левый портал

Скульптуры архитрава объединены темой искупления. Нагие мужчина и женщина слева от архитрава, рвущие на себе волосы, представляют человечество, живущее без веры, во власти греха. Первая сцена архитрава — Благовещение; слева — человек, со страхом и надеждой наблюдающий за происходящим. Далее — встреча Марии и Елизаветы, Рождество, ангел, возвестивший пастухам о рождении Спасителя, поклонение волхвов. Справа — еще один человек, ожидающий спасения. Справа от архитрава — одетая пара, символизирующая человечество, которым Иисус несет освобождение от грехов.

Под архитравом — аллегории терпения и смирения

Архитрав левого портала

Архитрав центрального портала был полностью заменен при реставрации. Автор современных барельефов — Энрико Асторри. Фреска в люнете также относится к началу XX в.

Люнет центрального портала

Львы, поддерживающие колонны портала — одни из немногих его элементов, которые не были заменены при реставрации. Точно неизвестно, к какому периоду они относятся: возможно, это работа Вилиджельмо, но существует и предложение, что они были созданы только в 1553 г. В любом случае, при реставрации было решено, что львы представляют определенную художественную ценность, и их решено было сохранить на своих местах

Один из львов центрального портала

В архитраве правого портала — введение во храм (сретение), бегство в Египет, крещение, и три искушения Христа. Слева от архитрава — Каин, убивающий Авеля, а справа — Адам и Ева после изгнания из рая. Под архитравом — опять-таки, аллегории терпения и смирения

Архитрав правого портала

Левый теламон портала, сидящий на орле — символе Иоанна Богослова, олицетворяет теологию

Левый теламон портала

Правый теламон символизирует философию

Правый теламон портала

Южная сторона собора

Южная сторона собора

Солнечные часы

Солнечные часы
Дaлее:
Пьяченца – часть 3: Интерьер кафедрального собора