Модена – часть 7: Фасад собора

Duomo di Modena

Помимо Лафранко, для строительства собора был приглашен также скульптор Вилиджельмо (возможно, более правильное написание его имени — Гульельмо). Скорее всего, ранее последний уже работал скульптором под руководством Ланфранко.

Как уже было сказано в предыдущей части, собор предположительно строился с двух сторон: со стороны апсиды под непосредственным руководством Лафранко, и со стороны фасада под руководством Вилиджельмо. В XIII веке уже упоминавшиеся мастера Кампьоне добавили на фасад окно-розу, но практически все остальные элементы фасада — работа Вилиджельмо и его учеников (имена которых, как обычно, остались неизвестными)

Фасад собора

Львы, охраняющие центральный портал

В одной из рукописных копий «Хроник Сан Чезарио» (летописи анонимного автора, написанной в XIV – XV вв.) сообщается, что 1209 г. «чудесным видением» был найден мрамор, который использовался при строительстве собора, и два льва от римского погребального памятника I или II в. н. э. Эти львы были первоначально установлены у Porta Regia, а потом перенесены к Porta Maggiore, центральным вратам собора. Однако, отсутствие других подтверждений этому переводит это сообщение в разряд «городских легенд»

Правый лев у центрального портала
Левый лев у центрального портала

Одна из самых значительных работ Вилиджельмо — четыре барельефа на фасаде собора с сюжетами из Книги Бытия

На первом их них — Бог-Отец, создание Адама, создание Евы и первородный грех

Бог-Отец, создание Адама, создание Евы и первородный грех

На втором — изгнание из рая, труды прародителей

Изгнание из рая, труды прародителей
Изгнание из рая

Далее — Каин и Авель

Каин и Авель

На последнем барельефе — Ламех убивает Каина, Ноев ковчег, грех Хама

Ламех убивает Каина, Ноев ковчег, грех Хама

Далее: детали центрального портала

Детали центрального портала
Детали центрального портала

На откосах — барельефы, изображающие библейских пророков

Малахия

Пророк Малахия

Даниил и Захария

Пророки Даниил и Захария

Авдий

Пророк Авдий
  • Вверху — ангел с погашенным факелом напоминает о том, что собор стоит на месте бывшего римского кладбища; пеликан — аллегория Христа.
  • Внизу — Енох и Илия держат табличку с надписью, прославляющей талант Вилиджельмо, и, заодно, подтверждающей дату начала строительства собора
Рельефы слева от центрального портала
Рельеф справа от центрального портала
Фасад собора
Дaлее:
Модена – часть 8: Интерьер собора