Модена – часть 6: Кафедральный собор (начало)

Duomo di Modena

Кафедральный собор Модены был заложен 9 июня 1099 г. на месте захоронения святого Геминиана, покровителя города.

Св. Геминиан, епископ Мутины, скончавшийся в конце IV в., был похоронен за городскими стенами, а в V или VI вв. над его могилой была построена церковь. Через несколько столетий ее сменил собор, который к XI в. оказался в центре города: его жители, страдавшие от набегов варваров и природных катаклизмов, постепенно переселялись поближе к своему святому покровителю.

В 1081 г. епископ Эриберто, имевший над городом духовную и светскую власть, был отлучен от церкви папой Григорием VII, и город в течение почти 20 лет фактически представлял собой самоуправляемую коммуну. Как знак своей свободы, городской общиной было принято решение о строительстве нового собора.

Руководство строительством было поручено архитектору Лафранко (сведений о его других работах не сохранилось, но на памятной доске на апсиде собора он назван «известным своей изобретательностью», и «мудрым и опытным»). В 1184 г. собор был освящен. А в первых десятилетиях XIV в. он, в основном, приобрел свой окончательный вид, который дошел до наших дней с незначительными изменениями.

По всей видимости, строительство собора шло одновременно со стороны апсиды и со стороны фасада. Но, как это часто случалось в то время, в расчетах была допущена ошибка: регулярный ряд арок, идущий вдоль южной стены, прерывается бифорием (двойным стрельчатым окном), который отсутствовал в первоначальном проекте. Этим окном строители замаскировали свой просчет

Южная стена собора

Еще один элемент, отсутствовавший в первоначальном проекте — Porta Regia (правильнее — Regia di Piazza; в средневековом итальянском языке латинское слово regia обозначало главный вход в церковь).

В первой половине XIII в. выяснилось, что пространство перед фасадом собора слишком стеснено многочисленными зданиями вокруг. При этом с южной стороны собора многие дома были только что снесены, и образовалась просторная пьяцца Гранде. Поэтому примерно к 1231 г. были построены новые ворота. Строительством занимались мастера Кампьоне (группа архитекторов и скульпторов из провинции Комо в Ломбардии), которые сменили Лафранко и приглашенных им мастеров Команчини (другая группа строителей, также из провинции Комо)

Porta Regia

Porta Regia

Porta Regia

Лоджия над воротами со статуей святого Геминиана (1376 г.; оригинал сейчас находится в Лапидарном музее)

Лоджия со статуей святого Геминиана

Вторые ворота на южной стороне собора — Porta dei Principi, т. е. Княжеские врата, которые находятся слева от Porta Regia.

Имена авторов, создавших рельефы этих ворот около 1106 – 1110 гг., неизвестны. Условно их называют «Мастер св. Геминиана» и «Мастер Агнца Божьего». Первый из них выполнил фронтальную грань архитрава, на которой изображены сцены жития святого, второй — нижнюю грань, изображающую ягненка, поддерживаемого двумя ангелами в окружении фигур святого Павла и святого Иоанна Крестителя.

На фронтальной грани:

  • Св. Геминиан направляется в Константинополь, чтобы исцелить дочь императора Иовиана, одержимую бесом;
  • Геминиан плывет по морю. Бесы (одного из них можно увидеть в правом нижнем углу) поднимают бурю, но святой успокаивает волнение вод;
  • исцеление дочери императора (бес изображен в виде совы над головой девочки);
  • благодарный император одаривает святого;
  • Геминиан возвращается в Модену;
  • погребение святого Геминиана. Слева, с кадилом — святой Север Равеннский. Согласно легенде, св. Север во время мессы в Равенне одновременно появился в Мутине на похоронах (хотя считается, что Север умер на 50 лет раньше Геминиана)
Архитрав княжеских врат

На внутренних вертикальных частях портала — двенадцать апостолов

На этом снимке: Варфоломей, Матфей и Фаддей

Апостолы

В 1442 г. Агостино ди Дуччо, ученик Донателло, выполнил барельеф, изображающий житие святого Геминиана (слева направо, сверху вниз):

  • Святой Геминиан изгоняет беса из дочери императора Иовиана;
  • Геминиан раздает милостыню нуждающимся;
  • погребение святого Геминиана и чудо раздвоения святого Севера Равеннского;
  • Геминиан спасает Мутину от полчищ Аттилы (следует заметить, что в действительности Аттила дошел только до реки По, т. е. до Мутины оставалось не менее 35 км, а святой к тому времени уже почил)
Барельеф, изображающий житие святого Геминиана

А в 1500 – 1501 гг. Якопо и Паоло да Феррара добавили внешний амвон на южной стороне собора

Внешний амвон

Как уже отмечалось, с инженерной точки зрения при строительстве собора был допущен ряд ошибок. В частности, можно заметить отклонение апсид и кампанилы от вертикали

Апсиды и кампанила собора

Апсида

Апсиды

Улица Лафранко. Слева — собор, справа — кампанила

Улица Лафранко

Северная сторона собора

Северная сторона собора

На северной стене собора в первой половине XII в. неизвестными мастерами были построены Рыбные врата. Свое название они получили из-за рыбного рынка, находящегося поблизости

Северная сторона собора

Далее: детали Рыбных врат

Рыбные врата
Рыбные врата

В архитраве — вероятно, эпизоды из средневекового французского «Романа о Лисе». С левой стороны — гиппокампус (морская лошадь с рыбьим хвостом) и похороны лиса

Левая сторона архитрава Рыбных врат

С правой стороны — два ибиса, убивающие змею, и ибис и волк

Правая сторона архитрава Рыбных врат

В архивольте — сюжеты из истории о короле Артуре (возможно, их первое изображение за пределами Британских островов).

В центре — Гвиневра (Wineogee), томящаяся в замке Мелеганта-Мельвиса (Mardoc). Слева — рыцари Артура (Artus De Bretani) атакуют замок, который защищает отец Мелеганта Багдемагус (Burmaltus), а справа — Карадок (Carrado) из Башни Слез сражается с Гавейном (Galvagin)

Архивольт Рыбных врат

Ниже — аллегории месяцев: февраль и март

Аллегории февраля и марта

Май и июнь

Аллегории мая и июня

Сентябрь и октябрь

Аллегории сентября и октября

Еще раз улица Лафранко, но вид в противоположную сторону — на палаццо Комунале

Улица Лафранко
Дaлее:
Модена – часть 7: Фасад кафедрального собора