Бергамо – часть 2: Базилика Санта Мария Маджоре

Basilica di Santa Maria Maggiore

На Соборной площади Бергамо, кроме, естественно, собора, расположены еще базилика Санта Мария Маджоре (на южной стороне площади) и баптистерий (на западной стороне).

Баптистерий (Джованни да Кампионе, 1340 г.)

Несмотря на то, что датой создания баптистерия считается XIV в., фактически перед нами постройка конца XIX в., в которой использованы элементы оригинального сооружения. Первоначально он находился внутри церкви, но в XVII в. был разобран, через некоторое время построен вновь, уже вне церкви, затем опять разобран и окончательно построен в 1897 – 1900 гг.

По-видимому, только второй ярус здания построен более или менее в соответствии с баптистерием да Кампионе и с использованием его элементов — колонн и статуй, олицетворяющих христианские добродетели. Согласно гравюре 1676 г. (см. здесь) колонны первоначально стояли на невысоком цоколе, причем только с семи сторон, поскольку на восьмой стороне располагалась дверь с архитравом, доходящая почти до верхнего карниза. Современное же основание баптистерия относится к XVII в., а портал — к XIV в., но он взят из другого сооружения. Купол и статуи на карнизе, видимо, полностью созданы в XIX в.

Баптистерий

Внутри баптистерия можно увидеть скульптуру Иоанна Крестителя — скорее всего, стоявшую в нем и в XIV в., и восемь мраморных барельефов того же периода, изображающих основные эпизоды из жизни Христа. Барельефы, по мнению специалистов выполненные как минимум тремя мастерами, ранее находились на боковых сторонах купели. В углах баптистерия — сильно поврежденные скульптуры ангелов. Купель относится к концу XIX в.

Попасть внутрь баптистерия можно только во время проведения обряда, поэтому снимки сделаны из-за ограды

Баптистерий внутри
Баптистерий внутри

Базилика Санта Мария Маджоре была построена в XII в. в романском стиле на месте предыдущей церкви, существовавшей, по-видимому, уже в XVIII в. По частично подтвержденной документами легенде базилика была возведена во исполнение обета, данного жителями города Деве Марии в 1133 г., когда север Италии поразила эпидемия чумы. В 1185 г. алтарь церкви был освящен, но строительство продолжалось вплоть до первой половины XVI в.

С запада к базилике примыкает здание епископского дворца, поэтому с этой стороны она не имеет фасада, а все четыре входа в церковь — боковые.

Северная сторона базилики: ворота Розовых львов, ведущие в трансепт, и капелла Коллеони

Ворота Розовых львов и капелла Коллеони

Протир построен Джованни да Кампионе между 1351 и 1353 гг. На самом верху — Дева Мария с Младенцем и святыми Эстерией и Гратой. Ниже — св. Варнава, конная статуя св. Александра и св. Проиеттицио (или св. Винсент). Вероятно, все статуи созданы во второй половине XIV в., в основном в мастерской да Кампионе

Протир
Ворота Розовых львов

Львы, разумеется, также были созданы в мастерской Джованни да Кампионе

Правый лев
Левый лев
Левый лев
Львы и баптистерий

Около 1470 г. кондотьер Бартоломео Коллеони заказал строительство капеллы-мавзолея для своей семьи (в этом году умерла его дочь Медея) и для самого себя. Коллеони, по всей видимости, обладал значительным влиянием в Бергамо, так как ради строительства капеллы была снесена ризница церкви.

Капелла строилась, в основном, в период 1472 по 1476 гг. по проекту архитектора Джованни Антонио Амадео, но некоторые элементы фасада достраивались уже в начале XVI в.

Внутри капеллы находятся надгробия Бартоломео и Медеи Коллеони. В остальном ее интерьер изменялся, начиняя с конца XIV в. и вплоть до XIV в. (фотографировать в капелле запрещено)

Капелла Коллеони

В медальонах справа и слева от окна-розы — портреты Цезаря и Траяна, а над окном — фигура, которая может изображать либо святого Александра Бергамского, либо римского императора, либо идеализированный образ самого Коллеони. Ниже, над пилястрами — четыре статуи, олицетворяющих добродетели

Окно-роза
Фрагмент фасада

В основании фасада — панели, на которых изображены библейские и мифологические сюжеты

Колонны в окне капеллы

Апсида с северо-восточной стороны. За ней — еще один вход в церковь, ранее украшенный фресками Печино да Нова (XIV в.)

Апсида с северо-восточной стороны

Центральная апсида

В центре — портрет неизвестного бородатого мужчины (см. здесь)

Центральная апсида

Южная сторона базилики: ворота Белых львов

Ворота Белых львов

Как и на северной стороне, протир на этой стороне базилики был построен Джованни да Кампионе, но несколько позже — около 1360 года, и также ведет в трансепт

Ворота Белых львов
Левый лев

Колокольня была построена, в основном, между 1436 и 1459 гг, и достроена в конце XVI в.

Южная сторона базилики и колокольня

На фризе — рельефы, изображающие Иисуса и святых. Известный исследователь ломбардской архитектуры Константино Барони считает, что они выполнены скульптором Андреоло де Бьянки после того, как в 1389 г. ураганный ветер серьезно повредил оба протира базилики.

В начале XV в. над протиром был построен табернакль (скульптор Ганс фон Фернах, работавший, в числе прочего, в Фабрике Миланского собора)

Табернакль над протиром

Согласно последним исследованиям, статуя Бога-Отца, ангелы и горгульи были также выполнены в мастерской Джованни да Кампионе, но по какой-то причине табернакль не был установлен при строительства протира

Табернакль

Часовня Святого Креста (XI  в.). Впервые упоминается в документе 1133 г. как «Епископская часовня»

Часовня Святого Креста
Дaлее:
Бергамо – часть 3: Базилика Санта Мария Маджоре – интерьер