Бергамо – часть 3: Базилика Санта Мария Маджоре – интерьер

Basilica di Santa Maria Maggiore

В XVI – XVII вв. интерьер базилики был существенно изменен. Над новым внутренним убранством в стиле барокко работал ряд мастеров, в основном, местных. Большую роль в обновлении храма сыграл Consorzio della Misericordia Maggiore (сокращенно MIA) — духовное и благотворительное объединение, основанное в Бергамо в 1265 г., с середины XV в. управлявшее базиликой (по этому поводу папа Николай V издал специальную буллу). Бухгалтеры консорциума тщательно документировали все работы в базилике, благодаря чему известны авторы практически всех элементов интерьера и т. д.

Интерьер базилики
Интерьер базилики

Ангелы с символами Страстей Христовых (Джованни Анджело и Джероламо Сала, ок. 1659 – ок. 1665 гг.)

Интерьер базилики
Интерьер базилики

Большую часть стен базилики покрывают гобелены, 16 из Фландрии и 9 из Флоренции.

На задней стене центрального нефа — гобелен из Фландрии «Оплакивание Христа» (художник Людвиг ван Шор, ткач Йоаннес Регельбрюгге, после 1696 г. – до 1698 г.), а над ним — картина Луки Джордано «Переход через Красное море» (ок. 1681 г.), которую художник выполнил в Неаполе

Интерьер базилики

Вверху: «Гостеприимство Авраама» (Николо Малинконико, ок. 1693 г.)
Внизу: ангел с терновым венцом и летящие ангелы (Джованни Анджело и Джероламо Сала, ок. 1675 – ок. 1679 гг.)

Интерьер базилики
Интерьер базилики

Исповедальня (Андреа Фантони, 1704 – 1705 гг.)

Исповедальня

«Христос в сострадании» (Cristo in pietà; Нино Галицци, 1983 г.)

Христос в сострадании

Надгробный памятник Гаэтано Доницетти (Винченцо Вела, 1852 – 1855 гг.)

Надгробный памятник Гаэтано Доницетти

Надгробный памятник композитора Иоганна Симона Майра (Инноченцо Фраккароли Вела, 1852 г.)

Надгробный памятник Иоганна Симона Майра

Оригиналы статуй из табернакля над южным протиром (вероятно, мастерская Джованни да Кампионе)

Видимо, эта группа скульптур символизирует Благовещение: слева — ангел, в центре — благословляющий Бог-Отец, справа — Дева Мария

Группа скульптур

Надгробный памятник (кенотаф) кардинала Гульельмо Лонги (Уго да Кампионе (?), ок. 1330 г.)

Надгробный памятник Гульельмо Лонги

Справа — статуя святого Фирма (San Fermo), деталь входного тамбура с левой стороны транспета (Джованни Антонио Санц, после 1770 г.)

Статуя святого Фирма и часть фрески Древо жизни

«Древо жизни» — фреска неизвестного мастера середины XIV в. на южной стене трансепта

При переделке интерьеров церкви в XVII в. фреска осталась нетронутой, но ее верхняя часть была закрыта картиной «Всемирный потоп» Пьетро Либери. В 2015 г. картина была снята для реставрации, но ее лепная рама все равно перекрывает часть фрески.

Табличка в нижней части фрески (вероятно, переписанная в XVII в.) сообщает, что работу заказал дворянин из Бергамо Гвидино де Суарди в 1347 г.

Фреска Древо жизни
Верхняя часть фрески

Справа от пресвитерия — часовня святого Марка. Алтарный образ работы Антонио Бозелли в 1514 г. изображает Христа и всех святых во славе. Сам алтарь создан Франческо Брембиллой в конце XVI в. Своды часовни — Лоренцо Порта, начало XVII в.

Часовня святого Марка

Распятие (Симоне да Мартиненго, ок. 1350 – ок. 1369 гг.)
Вверху, в своде пресвитерия — четыре картины Франческо Бассано с сюжетами из жизни Девы Марии (рождение, введение во храм, благовещение, встреча с Елисаветой) в лепном обрамлении Лоренцо Порта. В конхе — «Успение Богородицы» (Джован Паоло Каванья, 1592 г.)

Распятие и свод пресвитерия
Распятие

В алтаре — картина Камилло Прокаччини «Апостолы вокруг пустой гробницы Мадонны, полной цветов» (после 1594 г.)

Главная апсида

Купол базилики

В центре — коронация Богородицы, вокруг — 14 панелей с изображениями ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В барабане — библейские пророки. Считается, что купол расписан в 1615 – 1616 гг. Джованом Паоло Каванья.

Ниже, справа и слева, ангелы поддерживают две мемориальные доски: в честь основания базилики (слева) и в честь Consorzio della Misericordia Maggiore, (тот же период, Лоренцо Порта и сыновья)

Купол базилики

Фрески на северной стене трансепта, расчищенные при реставрационных работах в 1944 г.

Вверху — Тайная вечеря, ниже — святой Элигий, апостол Иаков Зеведеев и святой Антоний Великий, Мадонна на троне с Младенцем, и т. д.

Вероятно, большинство фресок созданы тем же мастером, что и «Древо жизни». Однако, поскольку некоторые из них перекрывают друг друга, исследователи считают, что часть их была выполнена позднее и, исходя из некоторых стилистических отличий, другим художником

Фрески на северной стене трансепта
Фрагмент фрески
Тайная вечеря
Дaлее:
Бергамо – часть 4: Кафедральный собор Бергамо