Парма – часть 10: Дворец Пилотта

Palazzo della Pilotta

27 «Феррари» из Швейцарии во дворе дворца Пилотта — Ferrari Club Switzerland приехал на уикэнд в Эмилию-Романью

Феррари из Швейцарии во дворе дворца Пилотта
Феррари из Швейцарии во дворе дворца Пилотта

Строительство дворца Пилотта, или, вернее, комплекса зданий (Complesso Monumentale della Pilotta) было начато герцогом Оттавио Фарнезе в последние годы его правления, около 1580 г. Первоначально предполагалось, что в комплексе будет располагаться весь герцогский двор: склады и гардеробы, конюшни и каретный двор, оружейные комнаты и казармы. Все следующие пармские герцоги вносили свой вклад в строительство: строились новые здания, перестраивались, или вовсе разбирались, построенные ранее. При этом ни одно из сооружений не было полностью завершено — что, впрочем, не помешало одному из них стать новой резиденцией герцогов. Во время Второй мировой войны комплекс был серьезно поврежден; в частности, был разрушен дворец, построенный при герцоге Рануччо I Фарнезе и перестроенный герцогиней Марией-Луизой Австрийской. Сейчас в комплексе располагаются Национальная галерея, Палатинская библиотека, археологический музей и музей печатного дела.

Считается, что название «Пилотта» происходит от традиционной баскской игры с мячом «пелота». Игру принесли в Парму испанские солдаты Карла V, а позднее ее устраивали в одном из дворов комплекса для развлечения гостей герцогов

Дворец Пилотта

Национальный Археологический музей Пармы, один из старейших в Италии, был основан в 1760 г. Первоначально музей представлял собой коллекцию археологических находок из раскопок древнеримского города Велейи, находившегося в 15 км от Пьяченцы. Сейчас его экспозиции охватывают период от неолита до Высокого Средневековья.

На снимке — потолок зала статуй из Велейи

Потолок зала статуй из Велейи

Статуя императора Германика, отца Калигулы, с головой императора Нервы

Статуя императора Германика с головой императора Нервы

Театр Фарнезе — первый в Европе театр, устроенный по современному образцу

В конце 1617 г. герцог Рануччо I Фарнезе пожелал приветствовать великого герцога тосканского Козимо II Медичи, собиравшегося по пути в Милан сделать остановку в Парме, в театре, который продемонстрировал бы величие семьи Фарнезе. Для этого был перестроен один из больших оружейных залов Пилотты. Работы были выполнены очень быстро, всего за год (или немногим более). Впечатлить Козимо не удалось, поскольку великий герцог отменил свое путешествие, и следующие десять лет театр не использовался. Только в 1628 г. в нем состоялось первое представление: по случаю бракосочетания Одоардо Фарнезе и Маргариты Медичи в нем была показана пьеса Клаудио Ахиллини и Клаудио Монтеверди «Меркурий и Марс», после которой были устроены рыцарский турнир и представлена навмахия (водное сражение). Для последнего в зале ниже уровня сцены были установлены резервуары с водой.

Работами руководил Джован Баттиста Алеотти, ему помогали архитекторы Джованни Баттиста Маньяни и Пьер Франческо Баттистелли. Для ускорения работ все конструкции зала были выполнены из дерева, вместо мрамора использовался гипс (скульптурные работы выполнил Лука Рети), а вместо фресок — рисунки на картоне. Деревянные и гипсовые детали были окрашены под мрамор.

Из-за высокой стоимости театральных декораций в зале было дано всего девять представлений, которые были приурочены к особо торжественным случаям. После 1732 г. театр не использовался, и постепенно разрушался. Довершила процесс разрушения бомбардировка Пармы в 1944 г. В 1956 г. театр был восстановлен по оригинальному проекту (за исключением потолка), но вновь изготовленные деревянные детали были оставлены неокрашенными

Театр Фарнезе

За портиками слева и справа от сцены скрывалось сценическое оборудование. Над сценой — герб Фарнезе и надпись, сообщающая, что герцог Павии и Пьяченцы Рануччо Фарнезе открыл театр, посвященный Беллоне (древнеримской богине войны) и музам в 1618 году. Возможно, перед порталом сцены находился постоянный просцениум (авансцена).

На четырнадцати рядах зала могло разместиться до трех тысяч человек. В центре над входом были устроены специальные места для герцогов, ставшие прообразом королевских лож

Зрительские места
Театр Фарнезе

Конная статуя Оттавио Фарнезе (Лука Рети). С другой стороны зала — статуя Алессандро Фарнезе. Имитация фресок — работа Лионелло Спады (фигуры) и Джироламо Курти

Статуя Оттавио Фарнезе
Справа от сцены

Опорные элементы зрительских мест театра

Опорные элементы зрительских мест театра

Далее: Национальная галерея Пармы

В XVII в. Фарнезе перевезли из Рима в Парму свою коллекцию произведений искусства, редких и ценных предметов и монет, которую разместили в большом зале дворца. Но после того, как герцогом Пармы стал Карл III, почти вся коллекция перешла к Неаполитанским Бурбонам, и в 1734 г. она оказалась в Неаполе. Начало новой коллекции было положено основателями пармской линии Бурбонов, герцогом Филиппом I и его женой Марией Луизой Елизаветой Французской, которые в 1752 г. основали в Парме Академию Художеств и художественную галерею при ней. В конце XIX в. галерея, к тому времени уже занимавшая многие помещения дворца, стала независимой, и получила название Королевская галерея. К 1991 г. был завершен очередной этап ее расширения.

На этом снимке: «Благовещение» (Корреджо, около 1524 – 1525 гг.; перенесена из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы)

Благовещение

«Madonna della scala» («Богоматерь лестницы»; Корреджо, около 1524 г.)
Перенесена с ворот Святого Михаила (городских ворот Пармы, ведущих в сторону Реджо-Эмилии)

Madonna della scala

«Коронация Девы Марии» (Корреджо, около 1522 г.) — фрагмент росписей конхи апсиды церкви Святого Иоанна Евангелиста

Коронация Девы Марии

«Турецкая рабыня» (Пармиджанино, 1530 г.)

Название картины возникло, вероятно, в 1704 г. при инвентаризации коллекций Медичи. На самом деле, изображенная на ней женщина не является ни турчанкой, ни, тем более, рабыней. По мнению исследователей это может быть Джулия Гонзага Колонна, графиня Фонди, или Вероника Гамбара, графиня Корреджио. А то, что было принято за тюрбан, на самом деле — прическа, введенная в моду Изабеллой д'Эсте, одной из самых влиятельных женщин Италии первой половины XVI в. Маркизу д'Эсте c такой прической можно увидеть, например, на одной из картин Тициана

Турецкая рабыня

Два бюста герцога Рануччо II Фарнезе, в сорокалетнем и в пятидесятилетнем возрасте, работы мастерской Бернини

Герцог Рануччо II Фарнезе
Герцог Рануччо II Фарнезе

Фрагмент пола из майолики из монастыря Святого Павла (70-е – 80-е гг. XV в.)

Фрагмент пола из майолики

«Сусанна и старцы» (Джованни Франческо Барбьери, известный как Гверчино, 1650 г.)

Сусанна и старцы

«Благовещение» (Лоренцо Хаили, 70-е – 80-е гг. XVII в.)

Благовещение

Аллегории сострадания, милосердия, помощи и любви к ближнему (Жан-Батист Кузине, 1782 г.)

Аллегорические статуи

Вся секция средневекового искусства была закрыта на реорганизацию экспозиций, но кое-что можно было увидеть с галереи, соединяющей залы дворца.

На этом снимке: полиптих, изображающий Мадонну с младенцем, святого Бенедикта и архангела Михаила, святых Иоакима и Анну (мастер Сан Давино, работавший в Пизе и Лукке, первая четверть XV в.)

Полиптих Мадонна с младенцем и святыми

«Мадонна с младенцем, святым Иеронимом и Магдалиной» (Корреджо, 1526 – 1528 гг.)

Эта картина, известная также под названием «Il Giorno» («День»), ранее находилась в церкви Сант Антонио Абате. Памятуя о продаже «Сикстинской мадонны» из Пьяченцы, герцог Филипп I одним из своих первых указов запретил вывоз картины из Пармы, а 1765 г. выкупил ее у церкви, и поместил в недавно созданную галерею Академии Художеств

Мадонна с младенцем и святыми (Корреджо)

Статуи Геркулеса и Бахуса с фавном (I или II в. н. э.) из тронного зала (Aula Regia) дворца Флавиев на Палатинском холме в Риме. Высота статуй — почти 4 метра

Геркулес
Бахус и фавн

В заключение — не слишком впечатляющий вид на дворец с Piazza della Pace (площади Мира). Справа — монумент Джузеппе Верди

Дворец Пилотта
Дaлее:
Парма – часть 11: Покои Святого Павла