Парма – часть 9: Район Олтреторренте

Oltretorrente

Остатки римского моста (Pons Lapidis)

Первый мост длиной 140 м через ручей Парма был построен в 187 г. до н. э. как часть Эмилиевой дороги, соединявшей Пьяченцу и Римини. Одиннадцать его арок были каменными, а остальные элементы — деревянными. Во времена императора Октавиана Августа он стал полностью каменным. Перестроенный в 493 г. императором Теодорихом, мост прослужил до 1177 г.: к тому времени ручей изменил свое русло, и он оказался полностью на суше. Сегодня вокруг двух арок моста создано выставочное пространство, а остальные девять, по-видимому, все еще скрыты под улицей Мадзини

Остатки римского моста

Ручей Парма

Практически пересыхающий летом ручей во время паводков может выглядеть совсем по-другому, например, вот так.

На левом берегу ручья расположен район Олтреторренте («За ручьем»). Эта часть Пармы начала развиваться после наводнения 1177 г., которое смыло одинокие хижины, стоявшие там ранее. Во времена герцогов Фарнезе район носил название «Старая Парма», хотя, конечно, он моложе правобережной части более чем на тысячу лет: «Новой Пармой» Фарнезе назвали перестроенное ими историческое ядро города

Ручей Парма

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Chiesa della Santissima Annunziata)

Ранее на этом месте находилась церковь, посвященная святым Гервасию и Протасию. В 1545 г. в ней обосновались монахи-францисканцы, чей монастырь, находившийся за городскими стенами, был снесен по указанию герцога Пьера Луиджи Фарнезе для укрепления обороны города. В 1566 г. было начато строительство новой церкви, которая была названа так же, как и церковь снесенного монастыря. Строительство велось под руководством Джана Доменико Кампанини по проекту архитектора Джованни Баттисты Форново

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В плане церковь представляет собой близкий по форме к эллипсу неф, вокруг которого расположены портик и главный алтарь (по короткой оси) и 10 капелл. Художественное убранство капелл выполнено, по большей части, малоизвестными художниками в XVII в. Ранее в церкви находилась фреска Корреджо «Благовещение», перенесенная из старой церкви, но сейчас она заменена копией, оригинал же можно увидеть в Национальной галерее Пармы. Фрески слева и справа от главного алтаря приписываются Джулио Орландини (на этом и следующем снимках — с левой стороны; эти фрески изображают святого Амвросия Медиоланского и евангелиста Матфея)

Интерьер церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
Интерьер церкви Благовещения Пресвятой Богородицы

Главный алтарь церкви, как и другие скульптурные украшения церкви — работа Луки и Джованни Баттисты Рети. Хоры (1470 г.) и алтарная картина (Франческо Заганелли да Котиньола, 1518 г.) перенесены из старой церкви Благовещения. На своей картине Заганелли изобразил Богородицу с младенцем на троне в окружении святых Бернарда Клервоского, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского

Центральная капелла церкви

Над главными дверями церкви — «Благовещение» работы Джованни Баттисты Барберини (в других источниках — Джакомо Барбьери). В верхней части композиции — Бог-Отец, справа — коленопреклоненная Дева Мария, к которой приближается архангел Гавриил с лилией в руке. В нижней части — герб ордена францисканцев: две скрещенные руки, Иисуса и святого Франциска, и крест над ними

Главные двери церкви

Двери, спроектированные Джованни Баттистой Форново, сохранились со времен строительства церкви

Главные двери церкви

Старая больница (Ospedale Vecchio) была построена в 1476 – 1517 гг. по проекту миланского архитектора Джованни Антонио да Эрба. Больница проработала до 1925 г.; с 70-х годов ХХ века в здании располагаются муниципальная библиотека и архив

Старая больница

Бронзовая скульптура отца Лино (Джуччи Уголотти, 1994 г.) на пьяццале Инцани
Досточтимый Лино Маупас (1866 – 1924 гг.) — один из наиболее почитаемых пармских священников недавнего прошлого

Отец Лино

Купол церкви Санта Мария дель Квартьер («У казарм»; Пьер Антонио Бернабеи, 1626 – 1629 гг.)

В куполе, изображающем Рай во славе, можно увидеть Пресвятую Троицу, Богоматерь, множество святых и пророков. Осмотреть церковь подробнее не удалось: утром в воскресенье, когда был сделан этот снимок, она была заполнена прихожанами Румынской Православной Церкви, а на следующий день она была закрыта

Купол церкви Санта Мария дель Квартьер

Парковый, или Герцогский дворец был построен для герцога Оттавио Фарнезе во второй половине XVI в. по проекту Якопо Бароцци да Виньолы. Перед дворцом находился грандиозный фонтан, а вокруг был разбит парк с искусственными прудами и оранжереями. Дворец прослужил резиденцией герцогов до второй половины XVII в. В следующем столетии Эннемонд Александр Петито реконструировал его фасад, придав дворцу неоклассический вид. Сильно пострадавший во время Второй мировой войны дворец был реставрирован в начале 2000-х годов. Сейчас в нем располагается местное подразделение корпуса карабинеров

Парковый, или Герцогский дворец
Дaлее:
Парма – часть 10: Дворец Пилотта