Парма – часть 8: Базилика Санта Мария делла Стекката

Basilica di Santa Maria della Steccata

В конце XIV в. болонец Антонио Феррари пожертвовал ордену госпитальеров (впоследствии — Мальтийский орден) принадлежавший ему дом, на стене которого был написан образ святого Иоанна Крестителя, считавшийся чудотворным. Для защиты образа он был обнесен оградой. Иоанн Креститель считался небесным покровителем госпитальеров, поэтому вполне естественно, что приор ордена Муцио (или Мусио) Беккария добился от настоятеля расположенного неподалеку монастыря Святого Александра позволения построить вокруг образа ораторий. В декабре 1392 г. пармский епископ Джованни Рускони выдал соответствующее разрешение. Новый ораторий получил название San Giovanni della Steccato, т. е. «Святой Иоанн за оградой». На рубеже XV и XVI веков Мальтийский орден передал его благотворительному обществу Compagnia di Santa Maria Annunciata, задачей которого было содействие бракам неимущих девиц, и со стены соседнего здания, служившего резиденцией общества, в ораторий был перенесен образ Девы Марии на троне, кормящей младенца Иисуса («Млекопитательницы»). Со временем этот образ был перемещен в главный алтарь, а сменившая ораторий церковь получила название Санта Мария делла Стекката.

Строительство новой церкви началось в марте 1521 г., в период активной перестройки города. Работами руководил Бернардино Дзакканьи, ранее работавший над церковью Святого Иоанна Богослова. Однако специалисты предполагают, что идеи, реализованные Дзакканьи в его проекте, принадлежат Донато Браманте, или даже Леонардо да Винчи, ссылаясь на многочисленные наброски — прежде всего, в «Атлантическом кодексе» — здания церкви в форме греческого креста, вписанного в квадрат. Известно, что Джулиано ди Пьеро Медичи, дядя губернатора Пармы Джулиано II Медичи, был дружен с Леонардо. Поэтому вполне вероятно, что Джулиано Медичи заказал ему общий план новой церкви.

На пятом году строительства из-за ряда возникших проблем Дзакканьи был отправлен в отставку, и руководство работами было поручено Джану Фрнческо Феррари д'Аграте, также работавшему над церковью Святого Иоанна. Позже к нему присоединился Антонио да Сангалло Младший, впоследствии один из череды главных архитекторов собора Святого Петра в Риме. Строительство церкви завершилось в 1539 г.

Базилика Санта Мария делла Стекката

Над центром церкви возвышается купол, в 1560 – 1570 гг. расписанный Бернардино Гатти. Взятие Девы Марии на небо, изображенное в куполе, написано, очевидно, под влиянием росписей купола собора Пармы, на которых тот же сюжет был изображен Корреджо. Возможно, Гатти был его учеником, но документальные подтверждения этому отсутствуют. Но, в отличие от купола Корреджо, работа Гатти достаточно статична, поэтому она трактуется вполне однозначно. Среди множества изображенных на фреске фигур можно увидеть Деву Марию, с распростертыми объятиями сидящую на большом облаке. В центре — встречающий ее Иисус, окруженный золотым сиянием, также раскинувший руки. Справа от Девы Марии — Давид с головой Голиафа, Юдифь и святой Лаврентий; слева — Адам и Ева, прикрытые фиговыми листьями, и Моисей с ангелом, держащим скрижали (на снимке они в верхней части купола).

Предполагалось, что между окнами в барабане будут изображены двенадцать апостолов; сложно понять, было ли это реализовано. А вот другая часть плана оформления купола, имитирующие рельефы изображения сцен Ветхого Завета, была выполнена художником из Брешии Латтанцио Гамбарой, но эти сцены сейчас практически неразличимы. После завершения купола тот же Бернардино Гатти в парусах изобразил сцены Благовещения (слева), а также царя Давида с евангелистом Матфеем (справа внизу) и первосвященника Аарона с евангелистом Лукой

Купол церкви

Оформление центральной капеллы церкви ее заказчики хотели поручить Корреджо, который уже принимал участие в работе комиссии 1625 г., созданной для решения проблем, возникших на начальном этапе строительства. Однако художник, недовольный неоднозначной реакцией на расписанный им купол собора, отказывался принимать какие-либо большие заказы в Парме. Поэтому эта работа была поручена Джироламо Франческо Марии Маццоле, известному как Пармиджанино (Parmigianino — уменьшительная форма от Parmigiano — «житель Пармы»), уроженцу Пармы, получившему известность благодаря своим работам в Риме и Болонье. Согласно заключенному с ним в мае 1531 г. контракту, капелла и пресвитерий должны были быть расписаны за 18 месяцев. Позже срок окончания работ был перенесен на 1534 г. Но к 1539 г. была закончена только арка пресвитерия — отчасти из-за задержек с поставкой необходимых материалов, но, в основном, по вине самого Пармиджанино. В результате, художник был приговорен к тюремному заключению за неисполнение условий контракта, бежал из Пармы, и через год скончался.

В основе художественного оформления арки пресвитерия — «Притча о девах разумных и неразумных» (или «Притча о десяти девах», Мф. 25:1–13). Слева — три неразумные девы с погасшими светильниками, по сторонам от них — Аарон и Адам. Справа, соответственно, три разумные девы с горящими светильниками, Моисей и Ева

Арка пресвитерия
Арка пресвитерия

За время работы в церкви Пармиджанино создал несколько эскизов конхи апсиды центральной капеллы. Но они не только не удовлетворили заказчиков, но, напротив, послужили еще одной причиной конфликта между ними и художником. Пармиджанино хотел изобразить в сцене коронации Богородицы всего лишь несколько фигур — подобно тому, как это сделал Корреджо в церкви Святого Иоанна. Заказчики же хотели видеть на фреске многих святых и пророков, включая покровителей города. После отставки Пармиджанино заказчики поручили художнику Джулио Романо, работавшему в Риме и Мантуе, подготовить эскизы, достаточно большие и детальные для того, чтобы другой художник мог по ним нарисовать фреску непосредственно в апсиде. Последняя работа была поручена Микеланджело Ансельми, который выполнил ее к 1543 г. Однако заказчики все еще были недовольны: их смущало присутствие на фреске Бога-Отца, которого, согласно канонам того времени, нельзя было представить визуально, а также нагота ангелов, чрезмерная, по их мнению, изоляция центральных фигур и т.д. На предложение изменить фреску Романо ответил вежливым отказом, и ее переделкой занялся сам Ансельми. Таким образом, законченная в 1548 г. фреска значительно отличается от эскизов Романо и, тем более, от замысла Пармиджанино.

В центре конхи — Святой Дух, освещающий своим сиянием Христа, который возлагает на голову Марии корону с двенадцатью звездами. Выше — ангелы-музыканты и другое небесное воинство. Темной тучей Ансельми был вынужден закрыть изображение Бога-Отца. Справа от Марии и Христа — святые Бернард Клервоский и Иероним Стридонский (с книгой) в окружении других святых, среди которых можно идентифицировать Лаврентия и Иоанна Богослова. Слева — апостол Фома и святой Иосиф, далее — ряд святых, среди которых апостолы Петр и Павел. В нижней части можно увидеть Авраама и Исаака, Ноя с ковчегом, Еву, Адама с яблоком, Давида с короной и киннором (арфой) и Моисея со скрижалями

Конха апсиды

Алтарь и хоры за ним относятся ко второй половине XVIII в. В центре алтаря — тот самый образ, который был написан на стене дома Compagnia di Santa Maria Annunciata. Четыре фигуры вокруг Девы Марии, пострадавшие от времени, не поддаются идентификации. Мраморный алтарь построен по проекту Маурицио Лоттичи. Слева и справа от алтаря — скульптуры царя Давида и святого Иоакима, отца Девы Марии (Джованни Джакомо Баратта, 1726 г.). Колонны расписаны местным художником Пьетро Рубини. Вверху на левой колонне — аллегория непорочности с ягненком, на правой — аллегория скорби с единорогом

Алтарь центральной апсиды

Надгробный памятник графа Адама Альберта фон Нейпперга, австрийского генерала, главнокомандующего войсками Пармского герцогства, фаворита герцогини Пармы, Пьяченцы и Гвасталлы Марии-Луизы Австрийской (второй супруги Наполеона I Бонапарта)

Памятник был заказан Марией-Луизой в 1829 г. флорентийцу Лоренцо Бартолини, считающемуся самым значительным скульптором Италии своего времени. Первоначально он находился в церкви Святого Людовика Французского, а после ее осквернения был перенесен в Стеккату. В верхней части памятника — профиль генерала; ниже — амазонка, воспевающая его ратные подвиги, и юноша, гений смерти, гасящий факел жизни

Надгробный памятник графа Адама Альберта фон Нейпперга

«Пьета» была заказана в 1845 г. той же Марией-Луизой скульптору Томмазо Бандини, ученику Лоренцо Бартолини. Бандини скончался, успев выполнить только фигуру Христа, и работу завершил его ученик Франческо Гуасталла

Пьета
Дaлее:
Парма – часть 9: Район Олтреторренте