Шоколадный дом

Шоколадний будинок

В середине XIX в. угловая усадьба на углу Елизаветинской и Левашовской улиц (сейчас — Пилипа (Филиппа) Орлика и Шелковичной соответственно) принадлежала генералу Петру Христофоровичу Константиновичу (который, кстати, был дедом по матери основателя и первого президента Украинской академии наук Владимира Ивановича Вернадского). В 1870 г. участок был продан баронессе Софии Владимировне Икскюль фон Гильденбанд. После смерти баронессы ее сын Владимир Августович продал немногим больше половины участка лесопромышленнику, купцу 1-й гильдии Семену Могильцову, а на оставшейся земле построил доходный дом, о котором будет немного написано в следующей части.

Успешный предприниматель Семен Могильцов был известен своей благотворительностью. Именно на его средства было сооружено здание Педагогического музея на улице Владимирской; на это строительство Могильцов пожертвовал 500 тысяч рублей. При этом ему не была чужда и роскошь вокруг него самого. Его дом, построенный в 1898 г. по проекту архитектора Владимира Николаевича Николаева, был одним из самых роскошных в Киеве.

Семен Могильцов жил в этом доме вплоть до своей кончины в 1917 г. С 1925 г. в нем проживали ученые Всеукраинской академии наук. Так, в 1927 – 1934 гг. в одной из квартир дома жил профессор Николай Емельянович Макаренко, боровшийся за сохранение архитектурных памятников Киева — в частности, Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря. В 1934 г. особняк был отреставрирован по проекту Павла Федотовича Алешина и передан НКВД. В 1960 – 1980 гг. в нем располагался Дворец бракосочетаний. Сейчас в здании располагается филиал Национального музея «Киевская картинная галерея»

Название «Шоколадный дом» особняк получил из-за цвета стен и рустованного фасада

Шоколадный дом
Кадуцеи над окнами
Львиные морды и цветочные гирлянды

Снимки интерьеров особняка были сделаны в 2016 г., когда в особняке шли реставрационные работы. Его современное состояние можно увидеть здесь.

На первом этаже частично сохранилось оригинальное оформление вестибюля: скульптурный декор с маскаронами Аполлона и Диониса, лепнина на потолке, а также парадная мраморная лестница

Маскарон с кадуцеем
Лестница

Зеркало, изготовленное по венецианской технологии на площадке второго этажа

Зеркало на площадке второго этажа

На втором этаже особняка находились девять парадных залов, каждый из которых был оформлен в своем стиле. В аутентичном состоянии сохранились шесть их них, декор еще двух был частично или полностью утрачен и восстановлен при реставрации.

Первый парадный зал — Мавританский. В ходе дальнейшей реставрации резные панели были окрашены в их первоначальный цвет. Мягкий гарнитур, изготовленный для этого зала, сохранился почти полностью

Панели и мягкий гарнитур

Фрагмент панели, еще сохранивший свою первоначальную окраску

Первоначальная окраска панелей
Фриз и потолок
Потолок

Банкетный зал

Дверь в Мавританский зал

Буфет (вероятно, работы немецких мастеров), украшенный резными изображениями сцен из Ветхого Завета

Буфет
Напольные часы
Стулья
Дверь

Малая гостиная

Стол и стул

«Дамская» гостиная

Оконный витраж с ирисами — аутентичный; возможно, сделанный в Риге в мастерской Эрнеста Тоде

Витраж в дамской гостиной
Интерьер дамской гостиной

В медальоне — фрагмент афиши спектакля «La Princesse Iontaine», на которой чешский художник Альфонс Муха изобразил исполнительницу главной роли, Сару Бернар

Потолок гостиной
Потолок гостиной

Белый зал — самый большой зал особняка

Зеркало, изготовленное по венецианской технологии, сохранилось с XIX в.

Интерьер зала
Потолок

Из предметов мебели зала сохранились 11 стульев в стиле рококо

Один из стульев

Также сохранился паркетный пол зала

Дверь в парадный кабинет

Парадный кабинет хозяина, декорированный в русско-византийском стиле

Интерьер кабинета
Интерьер кабинета

Сохранились часть мебели и резные подоконники (на следующем снимке)

Предметы мебели
Подоконник
Потолок
Детали интерьера
Детали интерьера
Потолок

Стены библиотеки были лишены какого-либо декора; главным украшением этой комнаты был потолок зала.

В медальонах на картушах находилась монограмма владельца дома, «СМ». На этом снимке монограмм нет, они были восстановлены в ходе дальнейшей реставрации

Потолок библиотеки

Неоклассический интерьер последнего зала, Малой приемной, был утрачен в результате перепланировок

Дaлее:
Арабский домик