Киевское купеческое собрание было учреждено в 1843 г. Первые три десятилетия своей деятельности оно ожидаемо располагалось на Подоле,
а именно — в Контрактовом доме, а в 1872 г. перешло на противоположный угол Контрактовой (в то время — уже Александровской) площади,
в дом купца Покровского (дом № 8, бывшая усадьба скорняжного цеха).
В 1880 г. Собрание арендовало у города здание заведения минеральных вод на Владимирском (тогда — Александровском) спуске. Предполагалось,
что купцы отремонтируют его за свой счет, но, как выяснилось, даже после ремонта оно не подошло бы для нужд Собрания.
Поэтому в 1881 г. его тогдашний глава Николай Тимофеевич Дегтерёв обратился в Городскую дому за разрешением на строительство нового здания
на Царской (сейчас — Европейской) площади. Проект здания был разработан киевским архитектором Владимиром Николаевичем Николаевым.
Собрание не располагало достаточными средствами для строительства: на 1 октября 1881 г. у купцов было около 42 тысяч рублей. 40 тысяч
дал взаймы город, а летом следующего года еще 30 тысяч ссудил новый глава Собрания Михаил Парфентьевич Дегтерёв, двоюродный брат Николая Тимофеевича.
Примечательно, что соперничавший в богатстве с Терещенко и Бродскими Дегтерёв одолжил деньги под достаточно высокие проценты — по некоторым сведениям,
до 30% годовых, а позже, как пишет С. Г. Ярон в своей книге «Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила»,
заботясь о возврате, лично забирал ежедневную выручку с установленных в клубе при его участии бильярдов.
Проект был реализован всего за один строительный сезон; в декабре 1882 г. в здании уже проходили вечера. На первом его этаже разместились ресторан и буфет,
на втором — бальный зал, гостиная, курительная комната и библиотека с читальней. В Купеческом собрании проходили балы, концерты, литературные вечера,
благотворительные лотереи. В начале 90-х гг. XIX в. здесь проводились утренники камерной музыки — не в последнюю очередь благодаря Владимиру
Николаеву, бывшему в то время членом директората Киевского музыкально общества. Среди музыкантов, выступавших на сцене Собрания, были
С. Рахманинов, А. Скрябин, Л. Собинов, Ф. Шаляпин и др.
В 1903 г. в нем чествовали композитора и общественного деятеля Н. В. Лысенко в связи с 35-летием его творческой деятельности.
К 1914 г. здание уже не могло вместить всех желающих посещать мероприятия, проводимые в клубе, и было принято решение построить новое, более вместительное.
Проект был разработан архитектором Павлом Алешиным, но его воплощению помешала Первая мировая война.
В апреле 1917 г. в Купеческом собрании проходили заседания Всеукраинского национального конгресса, на котором Михаил Грушевский был избран главой
Украинской Центральной Рады, а в мае – июне того же года — Первый Всеукраинский крестьянский съезд, на который собрались более 2000 делегатов.
В своих воспоминаниях Грушевский писал, что здание было выбрано для проведения конгресса из-за акустики его зала, лучшей в Киеве.
Купеческое собрание прекратило свое существование в 1919 г. После этого в здании располагались Пролетарский дом искусств, позднее – Дом политпросвета,
клуб «Большевик», а в 30-х гг. – Дворец пионеров и октябрят. Для размещения последнего предполагалось перестроить здание. Проект перестройки
был разработан все тем же Павлом Алешиным, но несмотря на то, что он был менее масштабен, чем проект 1914 г. он так же не был реализован, была лишь переделана
входная группа. Во время фашистской оккупации в здании находился офицерский клуб. После освобождения Киева в 1944 г. находящееся в аварийном состоянии
здание предлагалось снести, но оно все-таки было восстановлено, и в нем разместилась Киевская государственная филармония (филармония уже располагалась здесь в
период между 1923 и 1927 гг.)
В дальнейшем над зданием дважды нависала угроза сноса: в 1955 г. на его месте предполагалось построить библиотеку, а в 1970-е, при строительстве музея Ленина
(сейчас — Украинский дом) высказывалось мнение, что оно не будет вписываться в обновленный ансамбль площади Ленинского Комсомола. Но здание уцелело, и в
1995 – 1996 гг. была проведена его масштабная реставрация, после чего ему был присвоен статус памятника архитектуры национального значения.