Гданьск – часть 8: Двор Артуса

Długi Targ

Внутри Двор Артуса представляет собой просторный зал площадью 400 м□ и высотой более 11 м. Сводчатый потолок поддерживают 4 гранитных столба.

Интерьер зала создавался в несколько этапов. Самые старые его элементы относятся к концу XV в. Большая часть сохранившегося интерьера была создана в 30 – 40-е гг., но встречаются и более поздние дополнения. Серьезный урон зданию был нанесен в 1945 г., его восстановление продолжается до сих пор.

Как уже было написано в предыдущей части, Двор Артуса служил местом собраний городской знати, которая была объединена в братства. Члены каждого из братств размещались в зале на строго определенных местах на скамьях, которые стояли вдоль стен и между колонн. Вероятно, поэтому братства, возникшие с конца XV в., имели общее название «Скамьи Двора Артуса», или просто «скамьи»

Зал Двора Артуса

Левую скамью у западной стены в разное время занимали присяжные заседатели и братство Трех Королей (по некоторым сведениям, в него входили выходцы из Кёльна, где волхвы-короли особо почитаемы). Над скамьей — статуя апостола Иакова Зкведеева в образе паломника (80-е гг. XV в.) и фотокопия картины Ганса Фредемана де Фриза «Орфей среди животных» (1594 г., утрачена в 1945 г.). На картине была укреплена резная голова оленя с натуральными рогами.

Скульптуры оленей с натуральными рогами и т. п. неоднократно встречаются в интерьере зала: со времен Средневековья охота была привилегией высших сословий, а взрослый олень, считающийся королем леса, был особо почетным трофеем

Юго-западный угол зала

На следующей скамье располагалось братство Святого Христофора, объединявшее купцов из Любека. Над скамьей — статуя святого покровителя братства (1542 г., мастер Павел). На стене — библейские сюжеты, выполненные в технике сграффито (ок. 1567 г., мастер Себастиан). До 30-х гг. XX в. слева и справа от фигуры св. Христофора можно было увидеть деревянные фигуры двух лежащих оленей (опять-таки, с настоящими рогами), которых, вероятно, разместили там около 1790 г., когда поверх сграффито был написан пейзаж, изображающий реку Иордан

Западная стена

Поскольку в зале проходили судебные заседания, в 1568 г. фриз над скамьей присяжных был украшен циклом картин «Exempla Iustitiae», т. е. «Примеры справедливости». Картины этого цикла изображали легендарные судебные разбирательства — такие, как суд Александра Македонского над военачальниками Клеандром, Ситалком и другими, сцены из жизни библейских судей (например, первосвященника Илия) и т. п. Между картинами расположены аллегорические изображения необходимых для присяжных добродетелей: истины, справедливости и т. д. Практически весь цикл был утрачен в 1945 г.

Фрагмент фриза

Модель галеона «Святой Иаков» (1695 г.)

Вероятно, эта модель была создана при проектировании реального корабля, который назывался как-то иначе: по неизвестным причинам большинство моделей носили иные названия, чем настоящие корабли

Модель галеона Святой Иаков

Сейф братства Святого Христофора с картиной, которая датируется 1540 г.

Сейф братства Святого Христофора

Правую скамью занимало братство Святого Ринальда (Рейнальда), в которую входили купцы-выходцы из Рейнской области. В углу — резная деревянная скульптура святого (Адриан Карфиц, 1533 – 1534 гг.). Слева и справа от фигуры оленя раньше можно было увидеть рыцарские доспехи XV в., сейчас от них остались только металлически воронкообразные предметы, за которые эти доспехи крепились.

Святой Ринальда часто ассоциируется с героем эпоса раннего Средневековья «Четыре сына Эмона (Аймона)», рыцарем Ринальдом (Рено) де Монтобан, боровшемся с Карлом Великим. По-видимому, члены братства придерживались этой версии истории святого: в среднем люнете можно увидеть четырех братьев-рыцарей верхом на волшебном коне Байарте

Северо-западный угол зала

Галерея для музыкантов и часы конца XVIII в. (на галерею часы поместили в начале XX в.). Внизу — покрытый оловом пивной прилавок, своего рода барная стойка, установленная в 1592 г. Инициатором его установки был старейшина Двора Генрих Мейдт, чей герб можно увидеть над прилавком.

Бочки с пивом подавались из подвалов через небольшую дверь возле прилавка. Самообслуживание не приветствовалось: нельзя было самостоятельно налить себе кружку пива, этим занимались специальные слуги. Нельзя было выносить пиво из здания или публично жаловаться на его качество (с подобными вопросами следовало обращаться к старейшинам). Существовали и другие правила: например, запрещалось плевать в кружку оппонента, или бить его кружкой по голове

Северная стена

Святой Георгий — старейшее произведение искусства в зале (приписывается Гансу Брандту, 1481 – 1487 гг.)

Святой Георгий

Во Дворе Артуса существовала традиция обозначать его открытие и закрытие, а также начало и завершение застолий звоном колокола, который назывался «Пивным». Подлинный колокол, утраченный в годы Второй мировой войны, висел с другой стороны печи

Дом № 38

В углу зала — большая изразцовая печь, построенная в 1545 – 1546 гг. Георгом Штельценером. Ее высота — 10,62 м, а ширина — 2,29 м, что делает ее, вероятно, самой большой печью такого типа в Европе. В XVIII в. ее называли «Королем всех печей».

Печь украшают более 500 керамических плиток, расположенных на пяти ярусах. На трех нижних — портреты 11 европейских правителей; каждый портрет повторяется в 20 цветовых вариантах. Считается, что выбор персонажей был продиктован идеей религиозной терпимости. На части плиток изображены представляющие католический мир император Карл V Габсбург с супругой Изабеллой Португальской, его преемник Фердинанд I Габсбург с женой Анной I Ягеллонской и король Богемии и Венгрии Людовик II Ягеллон. Лагерь Реформации представляли саксонские курфюрсты (такие, как Иоганн Фридрих Великодушный и Филипп I Гессенский).

На плитках двух верхних ярусах печи — аллегорически изображения добродетелей, а также фигуры библейской Иаиль и римской матроны Лукреции. Венчают печь гербы Гданьска, Пруссии и Польши.

В 1943 г. плитки двух верхних ярусов были демонтированы и вывезены из Гданьска. Всего же уцелели около 235 изразцов, остальные были восстановлены (или изготовлены заново) при воссоздании печи в 1990-х гг.

Большая печь

О фигурах на цоколе печи и отдельной плитке над ним будет написано ниже

Большая печь
  • В верхнем ряду — курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный, Карл V Габсбург и Изабелла Португальская;
  • ниже — курфюрст Фридрих III Мудрый, герцог Вильгельм V Богатый и Людовик II Ягеллон;
  • во втором ряду снизу — снова Вильгельм V, Сибилла Клевская (супруга Иоганна Фридриха) и еще одно изображение собственно Иоганна Фридриха;
  • в нижнем ряду — Анна I Ягеллонская, Фердинанд I Габсбург и снова Людовик II
Фрагмент нижнего яруса печи

Монашка и монах с бокалами — дань движению Реформации, критика неподобающих нравов, царивших в католических монастырях. Слева от них (см. снимок выше) — изображения фокусника и шута, символизирующие грех.

На том же снимке можно увидеть отдельную нераскрашенную плитку вверху цоколя, изображающую Тиля Уленшпигеля (польск. Dyl Sowizdrzał), который, спустив штаны, с помощью зеркала разглядывает свои ягодицы. Эта плитка была установлена в начале XVIII в. — возможно, для своеобразной проверки гостей, впервые посещающих Двор Артуса: подвыпившему гостю предлагалось с помощью разведенных рук оценить ширину цоколя печи. Для этого гостю приходилось наклониться и, как правило, он слишком поздно замечал, что его рот находится в опасной близости от голых ягодиц Уленшпигеля. Завсегдатаи же внимательно следили за реакцией гостя на эту шутку

Монашка и монах

Восточная сторона зала

В центре и слева располагались члены братства, объединявшего ветеранов Тридцатилетней войны — братства Мальборка. В центральной нише располагалась деревянная скульптурная группа, изображавшая купание Дианы и преображение Актеона. Группа, состоявшая из фигур Актеона с головой оленя, двух его собак, Дианы с двумя нимфами и сфинкса на постаменте, созданная неизвестным мастером в 1589 г., была утрачена в годы Второй мировой войны. В 2009 г. на прежнем месте была установлена копия фигуры Актеона; планируется восстановление остальных фигур группы.

Между люнетами — статуя короля Казимира IV Ягеллончика (местный мастер, ок. 1550 г.). В правом люнете — «Осада Мальборка в 1460 году» (Мартин Шонинк, 1536 г.). Перед скамьей — модель галеона «Марс» (1697 г.)

Восточная сторона зала

В левой нише, сменяя друг друга, находились картины, изображающие охоту на оленей. Первая из них, написанная около 1600 г., иногда приписывается Исааку ван ден Блоку. Примерно в 1725 г. ее сменила картина Кристиана Вильгельма Кронпуша на ту же тему. А в 1862 – 1863 гг. Карл Шеррес, Вильгельм Август Стрёвский и Луи де Си написали полотно «Охота Дианы», копию которой (оригинал был утрачен в 1945 г.) можно увидеть сейчас.

Фигура оленя, как и остальные в зале — деревянная, с натуральным рогами. Оригинал фигуры был частью еще самой первой картины

Охота Дианы

Над скамьей судей — копия утраченной картины Антона Мёллера «Страшный суд» (1602 – 1603 гг.)

В отличие от большинства известных ко времени написания картины изображений этого сюжета, Мёллер поместил среди праведников и грешников не просто фигуры людей, а аллегории добродетелей и пороков. По слухам, некоторые из тех, кто «пойдет в муку вечную», имели определенное портретное сходство со знатными горожанами. Несмотря на настоятельные просьбы со стороны последних, художник отказался переделывать эти лица, мотивируя свой отказ тем, что, если он будет выполнять каждую такую просьбу, он вообще не сможет ничего написать. Вместо этого он поместил среди грешников свой автопортрет (иногда уточняют, что аллегория гордыни имеет лица дочерей бургомистра, одна из которых во время бала ответила отказом на приглашение Мёллера на танец)

Фриз украшали более старые (1588 г.) работы Антона Мёллера на темы суда и справедливости: «Страшный суд», «Ложное обвинение Апеллеса» и др.

Перед скамьей — модель фрегата, прототипом которой послужило, вероятно британское судно «Тетис», переданное Пруссии в 1855 г.

Страшный суд
Дaлее:
Гданьск – часть 9: Новый Дом Скамьи