Гданьск – часть 7: Длинный Рынок

Długi Targ

С момента основания Главного города площадь Длинный Рынок была его центром. В XIV – XV–вв. по субботам на ней действительно шла торговля мясом. Но на протяжении всей ее истории на площади, как и на ведущей к ней улица Длинной, стояли дома городской знати.

Длинный Рынок, в отличие от главных площадей многих средневековых городов, представляет собой не близкое к квадратному пространство, а, скорее, широкую улицу. Обычно это объясняется тем, что в Главном городе действовало Любекское право, хотя связь между этими двумя фактами не ясна — по крайней мере, основные положения этой правовой системы определяют взаимоотношения между владельцами зданий (например, можно ли открывать в своем доме пивоварню, не получив на то согласия соседей), но не общие принципы градоустройства.

Большинство зданий площади неоднократно перестраивались. Сначала готика позднего Средневековья уступила место маньеризму и барокко XVII века. Затем, в XIХ в. фасады домов перестраивались для устройства ресторанов, магазинов и банков. Серьезный ущерб площади был нанесен в 1945 г.; при послевоенном восстановлении в 1950-х гг. подавляющее большинство домов было фактически отстроено заново (при этом зачастую восстанавливался тот вид зданий, который они имели в XVII в.). При всех перестройках детали фасадов могли перемещаться между домами и даже между улицами. Так, портал дома № 11 сейчас можно увидеть на улице Святоянской, а балюстраду крыльца дома № 13 ранее можно было увидеть на улице Пивной.

Площадь вместе с улицей Длинной образуют так называемый Королевский путь: во время визитов в Гданьск короли въезжали в город с запада, через Высокие ворота, и по Длинной доезжали до площади. Авторы прошли этот путь в обратном направлении.

Зеленые ворота, замыкающие с восточной стороны ансамбль Длинного Рынка, были построены в 1564 – 1568 гг. под руководством мастера Ренье из Амстердама и Ганса Крамера. Автор проекта неизвестен. Свое название ворота получили предположительно из-за зеленого цвета, в которой были окрашены каменные украшения или деревянные ворота, закрывающие проходы. Существует также гипотеза, что зелеными были не ворота, а расположенный за ними мост через Мотлаву (который тоже называется Зеленым).

Предполагалось, что ворота будут официальной резиденцией польских королей во время их визитов в Гданьск, но короли предпочитали останавливаться в домах на другом конце площади, а здание использовалось, в основном, для нужд города. На месте крайнего левого прохода с XVI по XIX вв. размещались городские весы. Почти весь второй этаж занимает зал, в котором проводились общественные мероприятия: торжества, застолья, лотереи, театральные постановки и т. п. Справа от проходов находились помещения городской стражи и сборщиков пошлин

Зеленые ворота

Северная сторона, дома №№ 26 – 31

Росписи фасада дома № 26 (крайний справа) — послевоенные (не ранее 1953 г.), выполнены художницами Барбарой Массальской и Марией Лещиньской. Их профили можно увидеть в медальонах над окнами третьего этажа. На фризе предположительно (как бы странно это не звучало для столь недавней работы) изображена история леди Годивы

Дома №№ 26-31

Южная сторона — от начала и до конца (вернее, наоборот: дом № 1 находится вдалеке, в правой части снимка)

Южная сторона Длинного Рынка
Южная сторона Длинного Рынка

Фронтоны домов №№ 19 – 22

Фронтоны домов №№ 19-22

Дом № 20, в начале XV в. принадлежавший градоначальнику Герту фон дер Беку, частично сохранил фасад работы Андреаса Шлютера-младшего (1680 г.)

Дом № 20

При строительстве гостиницы Radisson Blu (дом № 19), открытой в 2009 г., был разобран весь дом послевоенной постройки, за исключением фасада.

Проект фасада (включая его художественное оформление) был выполнен в 1954 – 1955 гг. художником Казимежем Островским

Фасад гостиницы Radisson Blu
ул. Пивная

Дома №№ 14 – 16

Дома №№ 14-16

Дом № 38

Дом № 38

Центр площади. Впереди — ратуша Главного города

Центр площади

Южная сторона, дома №№ 1 – 13

Третий слева дом, № 11, в XVI в. принадлежал градоначальнику Иоганну фон Вердену. В 1552 г. он предоставил свой дом первому королю Речи Посполитой (и последнему из династии Ягеллонов на троне), Сигизмунду II Августу, во время визита короля в Гданьск

Дома №№ 1-13
Дома №№ 2-9

Четыре дома, в которых в XVII – XVIII вв. размещался королевский двор во время визитов в Гданьск. Первым королем, останавливавшимся в этих домах, был Сигизмунд III Ваза (в 1623 г.), последним — Станислав Лещиньский (в 1733 – 1734 гг.)

В самом правом (№ 1) размещались придворные дамы. На верхних этажах второго находились собственно королевские покои, а его зал служил тронным залом. Холл третьего дома, соединенный со вторым специально устроенным проходом, поочередно служил столовой и залом суда. В четвертом доме жили королевские медики и некоторые придворные

Дома №№ 1-4

Северная сторона. Крайний дом слева — Двор Артуса, правее — Новый дом скамьи, далее, через одно здание — Золотой дом

Дома №№ 39-44

Золотой дом (в центре) был построен в 1609 – 1618 гг. по проекту Авраама ван ден Блока для бургомистра Иоганна Шпейманна. В конце XVIII в. дом перешел в собственность к семье торговцев Стеффенсов. Все эти годы дом назывался по имени владельцев, «Золотым» же он стал называться только после Второй мировой войны

Золотой дом

Фасад дома украшают портреты и рельефные панели, изображающие выдающихся деятелей античности и современности (для начала XVII в., конечно): от Солона, Марка Атилия Регула и Марка Юния Брута до Лоренцо Медичи и Сигизмунда III Вазы. На террасе — статуи, аллегорически изображающие добродетели Платона: мудрость, справедливость, мужество и умеренность (по какой-то причине их иногда называют Клеопатрой, Эдипом, Ахиллесом и Антигоной), а под ней — головы оленя, льва, барана и быка, имеющие то же значение. Венчает здание фигура Фортуны.

Бытует легенда, согласно которой детали фасадов были изготовлены во Флоренции, но те, которые были предназначены для переднего фасада, утонули во время их доставки по морю, и их пришлось заменить на детали заднего фасада

Терраса Золотого дома

Фронтон Нового дома скамьи

В 1709 г. муниципалитет Главного города купил и перестроил дом медика Иоганна Глоземейера, в котором с 1712 г. стала заседать Городская скамья — выборный судебный орган городского сообщества

Фронтон Нового дома скамьи

Водосток на Новом доме скамьи

Водосток на Новом доме скамьи

Двор Артуса — место собраний элиты города

В середине XIV в. в Гданьске образовалось братство Святого Георгия, патрицианское сообщество, образцом для которого были рыцарские ордены. Считается, что именно члены этого братства построили для своих собраний здание, названное, в честь легендарного короля Артура, Двором Артуса. Вскоре собрания стали посещать члены других братств — в основном, купеческих (в большинстве случаев братства объединяли выходцев из отдельных городов и стран), и здание стало местом собраний городской элиты. В 1477 – 1479 гг., после того как перестроенный к тому времени дом сгорел, за счет городских властей был выстроен новый, сохранившийся до сих пор.

Члены братства Святого Георгия, недовольные утратой статуса строителей Двора Артуса и расширением круга посещавших его горожан, к 1494 г. выстроили себе новую резиденцию и перестали участвовать в собраниях.

С 1530 г. в здании стали проходить судебные заседания, которые позже были перенесены в Старый дом скамьи, а в 1712 г. — в Новый дом скамьи (на снимке — соответственно слева и справа от Двора Артуса). Оба здания были соединены с Двором Артуса специальными переходами. В 1742 г. дом был преобразован в товарную биржу (как по просьбам самого купечества, так и, возможно, из-за жалоб горожан на то, что застолья в доме, которые порой длились по несколько дней, становились слишком бурными); в нем также принимали высокопоставленных гостей города, проходили концерты и заседания научных обществ

Двор Артуса и соседние здания

Фасад в стиле голландского маньеризма был построен в 1616 – 1617 гг. по проекту Авраама ван ден Блока.

Между стрельчатыми окнами — статуи античных героев, олицетворяющих гражданские добродетели: Публия Корнелия Сципиона Африканского-старшего, Фемистокла, Марка Фурия Камилла и Иуды Маккавея. Например, сюжет «Великодушие Сципиона», популярный в период классицизма, изображал справедливого и мудрого правителя, который в своих действиях руководствуется осознанием своего долга, а не личными чувствами.

Выше — аллегории власти (или силы) и справедливости, а над фронтоном — статуя Фортуны

Скульптуры фасада Двора Артуса

Строительство фонтана Нептуна было начато в 1605 – 1606 гг. по инициативе градоначальника Бартоломеуса Шахманна. Считается, что Шахманн решил заменить колодец перед Двором Артуса фонтаном после посещения Болоньи.

Проект фонтана был разработан все тем же Авраамом ван ден Блоком. К 1612 г. он изготовил чашу из черного и синего мрамора, привезенного из бельгийского Динана, и ее постамент. Еще через три года по модели фламандца Петера Хусена была отлита бронзовая фигура Нептуна (сам ван ден Блок изготовить модель не смог). Первоначально трезубец Нептуна был позолочен, были окрашены и другие части фонтана. Интересно, что брат Авраама, Исаака ван ден Блок уже в 1608 г. изобразил еще не существующий фонтан на своей картине «Аллегория гданьской торговли».

По разным причинам фонтан был собран только в 1633 г. В следующем году была установлена кованая железная решетка, и фонтан был открыт.

После открытия фонтан работал всего по три часа в неделю: предполагалось, что вода для него будет подаваться из городского водопровода, но давление в нем оказалось слишком мало, поэтому вода сначала заливалась в бак на чердаке Двора Артуса, и уже оттуда попадала в фонтан. Эта схема проработала до второй половины XIX в.

Фонтан Нептуна
Деталь фонтана Нептуна

Во время Второй мировой войны фонтан был разобран; отдельные его фрагменты были вывезены в разные места. Благодаря этому уцелели, в частности, чаша и фигура Нептуна (за исключением трезубца)

Длинный Рынок. Фонтан Нептуна

Статуя Гермеса (1890-е гг.) над входом в подвалы Двора Артуса. До 1860-х гг. на ее месте стояла статуя Минервы

Статуя Гермеса

Дом № 47. Слева — улица Крамарская и шпиль базилики Святой Девы Марии

Дом № 47
Дaлее:
Гданьск – часть 8: Двор Артуса