Пьяченца – часть 5: Базилика Святого Антонина

Basilica di Sant'Antonino

Первый кафедральный собор Пьяченцы был построен на месте базилики Святого Антонина еще в IV в., при первом епископе Пьяченцы святом Викторе. Собор находился за городскими стенами, и сильно страдал от набегов варваров. Поэтому во второй половине IX в. епископская кафедра была перенесена ближе к центру города, а базилика реконструирована.

Следующая перестройка, после которой базилика практически приобрела свой сегодняшний вид, была проведена между 1004 и 1014 гг. План церкви достаточно необычен для Италии: большой трансепт, длина которого совсем немного уступает длине центрального нефа, находится в западной части базилики, то есть большая часть нефов расположена за трансептом. Базилика IV в. находилась примерно на месте сегодняшнего трансепта, однако исследователи не считают, что именно это повлияло на планировку современной церкви.

Еще одна необычная деталь планировки — внешний нартекс, называемый «Райские врата», пристроенный в 1350 г. к левому трансепту, то есть с северной стороны базилики. Возможно, это связано с тем, что именно с этой стороны находится портал, выходящий на Дорогу франков, важную паломническую дорогу, соединявшую Рим и Кентербери

Стена базилики Святого Антонина

Статуя папы Григория X — единственного римского папы из Пьяченцы (Джорджо Гроппи, 1998 г.)

Статуя папы Григория X

«Райские врата»

Райские врата

Портал, по всей видимости, незаконченный в верхней части, был построен в 1171 г. местными мастерами (возможно, из мастерской скульптора Никколо). Проект нартекса принадлежит архитектору Пьетро Ваго

Верхняя часть портала

На протяжении последних веков символ, изображенный на барельефе, является гербом Святого Престола на период Sedes Vacans. Дата «1521» — это год смерти папы Лео X. Но в XVI – XVII вв. зонт с ключами трактовался как символ светской власти пап. Так что, скорее, этот рельеф посвящен освобождению Пьяченцы от власти французского короля Франциска I и включение города в Папскую область, которое произошло незадолго до смерти Лео X

Барельеф в верхней части портала

Ева

Ева

Адам

Адам
Теламон

Эклектичный интерьер базилики — результат целого ряда реконструкций. Так, в 1495 году деревянный потолок был заменен сводами в готическом стиле, а в следующем столетии была расширена апсида, и т. д. Но самые значительные изменения базилика претерпела в середине XIX в., когда неоготический стиль сменил стиль барокко предыдущих столетий. В ходе реставрационных работ 1925 – 1930 гг. была предпринята попытка восстановить первоначальный вид церкви

Интерьер церкви

Своды центрального нефа и люнет апсиды расписаны в 1622 г. Камилло Гавасетти, художником из Модены. В первом своде изображен Бог-Отец среди четырех евангелистов, окруженные ангелами и святыми. Во втором своде — «Иисус Христос побеждает смерть»: всадник Апокалипсиса и покровители церкви и города среди ангелов. Гверчино называл эту фреску самой прекрасной художественной работой во всей Италии. В люнете — святой Антонин с прелатами и ангелами (справа — святой Виктор, первый епископ Пьяченцы)

Своды центрального нефа

На стенах можно увидеть четыре полотна Роберта Де Лонге, выполненные в 1693 – 1695 гг. На снимке — «Мученичество святого Антонина».

Лепные украшения с позолотой также относятся к XVII в.

Мученичество святого Антонина (Роберт Де Лонге)

В правом трансепте — «Тайная вечеря» генуэзского художника Бернардо Кастелло (конец XVI в.). «Мадонна во славе со святыми» (справа, Джован Франческо Ферранте) относится к тому же периоду, а «Святая Фрнческа Римская» (слева, Мулинаретто) и хоры — к XVIII в.

Правый трансепт

Башня над средокрестием была построена в конце XII в., а ее верхняя часть — в XV в.

Башня над средокрестием и клуатр

Клуатр (1483 г., перестроен в 1930-х гг.)

Галерея с южной стороны была снесена и заменена простой стеной, чтобы создать проход к церкви святого Викентия.

Вотивная надпись «Ave Maria Gratia Plena» («Радуйся, Мария, благодати полная», первая строка молитвы «Аве Мария») в своде справа сделана, вероятно, в первой половине XX в.

Клуатр
Клуатр
Клуатр

Средневековый саркофаг у западного портала

Средневековый саркофаг

Piazza Sant'Antonino

Piazza Sant'Antonino
Дaлее:
Пьяченца – часть 6: Палаццо Комунале