Кипр – часть 2: Пафос

Πάφος

Храм Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана («Агион Анаргирон»; 1980 – 1994 гг.)

Храм Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана

Согласно письменным источникам, Неа Пафос был основан в IV в. до н. э. Во II в. до н. э. город стал столицей Кипра, в то время входившего в состав государства Птолемеев (эллинистического Египта). Город оставался столицей и в римский период, вплоть до IV в. н. э., когда он был разрушен землетрясением. После вторжения арабов в VII в. город начал приходить в упадок, но частично восстановил свое значение в византийский период и в Средние века. Лишь после 1489 г., когда Кипр стал колонией Венеции, жители города ушли с побережья, и он был заброшен.

Систематические раскопки на территории Неа Пафоса начались в 1962 г. Были найдены агора, театр и ряд домов, которые датируются II в. н. э., а также базилика второй половины IV в. н. э. и крепость, построенная в VII в. для защиты города от арабов.

Одной из самых значительных находок является т. н. Дом Диониса — богатая вилла греко-романского типа, в которой насчитывалось более 40 комнат, расположенных вокруг центрального двора-перистиля. Предположительно вилла была построена в конце II в. н. э. Ее общая площадь составляет 2000 м², 556 из которых покрыты мозаиками

Дом Диониса

В помещении рядом с, предположительно, входом — эллинистическая мозаика, датируемая концом IV или началом III в. до н. э., изображающая Сциллу. Это самая старая мозаика из найденных на Кипре

Сцилла

Остальные мозаики в доме — римские, датируются концом II – началом III вв. н. э.

В другой комнате возле входа — мозаика, изображающая четыре времени года. В левом верхнем углу — олицетворение лета, в правом — весны, осень — в правом нижнем углу, а зима — в левом нижнем. Как видно, их порядок по какой-то причине не соответствует годовому циклу. Лето, весна и осень изображены с типичными для них атрибутами, которые можно увидеть на других римских мозаиках. Изображение же зимы отличается от канонического: обычно ее олицетворяет человек с капюшоном на голове, с речным тростником или водоплавающими птицами. Перевернутый же кувшин, из которого течет вода, характерен, скорее, для изображений речных божеств. Специалисты затрудняются объяснить, чем вызвано такое отступление от канонов. Возможно, это связано с особенностями местной иконографии, но не исключается и простая ошибка.

В центре — изображение молодого человека без каких-либо атрибутов, предположительно, Диониса или Эона (Айона)

Времена года

В африканской части Римской империи изображение времен года можно было часто увидеть на мозаиках при входе в дома: сюжет воздавал честь плодородию земель и символизировал роскошь дома, при этом приветствуя посетителей и защищая дом от злых сил. Схожий смысл имело и изображение павлина, которое можно было увидеть в следующей комнате. Вероятно, анфилада комнат с такими мозаиками должна была производить впечатление на гостей дома

Павлин

В центре столовой-триклиния — мозаичный ковер, изображающий виноградарей, пастухов и охотников, а также путти среди гроздей винограда, птиц и животных. У входа в триклиний — одна из наиболее часто изображаемых сцен из мифов о Дионисе, «Триумф Диониса», показывающая его возвращение из похода в Индию

Мозаики триклиния

В центре — Дионис на колеснице, запряженной двумя пантерами, которыми правит Силен. Слева — темнокожий пленник и прыгающий Пан (в кадр не поместились две менады-вакханки); справа — коленопреклоненный пленник и менада с цимбалами (опять-таки, еще две фигуры, третьего пленника и еще одной менады в кадр не попали)

Триумф Диониса

Западный портик перистиля, из которого можно попасть в триклиний, украшает серия из четырех мозаик с мифологическими сюжетами. Слева этом снимке — Пирам и Фисба, легендарные влюбленные из Вавилона, о которых рассказывает Овидий в «Метаморфозах» (достаточно редкий сюжет, жаль, что не сфотографировали отдельно). Третья мозаика (вообще не сфотографирована) изображает Посейдона и Амимону, а четвертая (на следующем снимке) — Аполлона и Дафну.

Вторая мозаика в группе (на этом снимке) — история о Дионисе, Икарии и опьяневших пастухах. Рядом с Дионисом — нимфа Акме. Тематически эта мозаика отличается от трех остальных, которые иллюстрируют романтические истории. Кроме того, она вдвое шире других. Исследователи склонны рассматривать эту мозаику вместе с мозаиками триклиния (видны в правом верхнем углу снимка): фигура гостеприимного Икария и фигура Диониса-триумфатора расположены на оси мозаичного ковра триклиния, образуя своеобразный коридор для гостя, входящего в триклиний (хотя это и не объясняет, почему все четыре мозаики расположены в одном ряду)

История возникновения вина

Аполлон и превращающаяся в лавровое дерево Дафна. Рядом с Дафной — речной бог (возможно, Пеней)

Аполлон и Дафна

Три остальные стороны перистиля украшены сценами сражений с дикими животными — как во время охоты, так и в ходе гладиаторских представлений.

Охотник с леопардом и медведь

Охотник с леопардом и медведь

Собака гонится за муфлонами или козлами

Собака гонится за муфлонами или козлами

Охотник и бык

Охотник и бык

Одеон (начало II в. н. э.)

Одеон

На следующих двух снимках — византийская крепость VII в., в Средние века получившая название «Крепость сорока колонн»: сюда были перенесены многочисленные гранитные колонны с античной агоры. В 1223 г. крепость была разрушена землетрясением

Крепость сорока колонн
Крепость сорока колонн

Церковь Айя Кириаки («Святого Воскресения»), или Панагия Хрисополитисса («Всесвятая [Богородица] Златоградая»)

В IV в. на месте римского форума была построена крупнейшая на Кипре ранневизантийская базилика, заброшенная после частичного ее обрушения из-за землетрясения в VII в. По всей видимости, в Средние века на ее месте был построен значительно меньший по размерам кафедральный собор, который около 1500 г. сменила церковь, сохранившаяся до наших дней. Слева от собора с конца XIII в. стоял католический храм в готическом стиле, разрушенный в начале османского владычества. Так что сейчас вокруг церкви можно увидеть остатки форума, базилики и готического храма.

На переднем плане — так называемый Столб апостола Павла: по преданию, во время своего первого апостольского странствия в 45 г. Павел пришел в Пафос где, до встречи с проконсулом Сергием Павлом, был схвачен римскими солдатами, привязан к этому столбу и бит плетью, получив «сорок без одного» ударов (впрочем, в «Деяниях святых апостолов» говорится только о встрече с проконсулом, Деян 13:4 – 12)

Столб апостола Павла
Церковь Айя Кириаки
Дaлее:
Кипр – часть 3: В глубине острова