Кипр – часть 1: Ларнака и Курион

Λάρνακα και Κούριο

Если авторам не изменяет память (а дело было в 2008 г.), в Ларнаке они хотели попасть в Археологический музей, но он оказался закрыт. Закрыты были и другие достопримечательности: что-то — надолго из-за сезона летних отпусков, что-то — на многочасовой обеденный перерыв.

Церковь Терра Санта, или Санта Мария делле Грацие

Францисканский монастырь и церковь были основаны в 1596 г. Современные здания построены в 1842 г.

Церковь Терра Санта

Церковь Панагия Хрисополитисса («Всесвятая [Богородица] Златоградая»; XVIII в.)

Церковь Панагия Хрисополитисса

Церковь Святого Лазаря

Церковь была построена в конце IX – начале X вв. над могилой, в которой найдены, предположительно, останки святого. Колокольня была разрушена во время османского владычества и вновь отстроена во второй половине XIX в.

Церковь Святого Лазаря

Ларнакский замок был предположительно основан в XIV в. для защиты порта Ларнаки, бывшим на тот момент главным портом острова. Свой современный вид приобрел в 1625 г., когда почти полностью разрушенный форт был восстановлен турками

Ларнакский замок

Рядом с замком — мечеть Джами Кебир (возможно, XVI в.)

Минарет мечети Джами Кебир
Набережная Ларнаки

Во второй половине XIX в. недалеко от современного города Лимасол были обнаружены развалины акрополя Куриона — одного из городов-государств острова, предположительно основанного в XII в. до н. э. после краха микенской цивилизации. Королевство Курион упоминается в ассирийских текстах, а после того — в «Истории» Геродота, но нет уверенности в том, что оно территориально совпадало с местом, на котором находился акрополь. Найденные остатки сооружений относятся к I – II вв. н. э., а также к IV – V вв. н. э., когда город восстанавливался после серии разрушительных землетрясений. При раскопках, которые приобрели систематический характер после 1933 г., были обнаружены римская агора, святилище Аполлона, стадион, две базилики V в. н. э., театр и несколько вилл.

Доминирующее положение на акрополе занимает т. н. Дом Евстолия — комплекс зданий конца IV в., включающий термы. Неизвестно, кем был Евстолий. Также неизвестно, был ли комплекс его частной собственностью, или он передал его городу: первоначально комплекс идентифицировался как большая вилла или дворец, но позже были открыты залы, которые, несомненно, были частью терм — а термы обычно находились в общественном пользовании. В доме были найдены хорошо сохранившиеся мозаичные полы

В Доме Евстолия

На самом видном месте фригидария — мозаичный портрет молодой женщины, подписанный «Ктисис». Можно подумать, что Ктисис — это богиня или одна из множества нимф. На самом же деле древнегреческое слово κτίσις означает появление чего-либо обитаемого (в самом широком смысле: от сотворения мира, через основание городов, до строительства новых зданий) в результате осознанных действий. Подобные изображения, выполненные в IV – VI вв., можно встретить на других мозаиках в восточных и африканских городах Византии. Как правило, женщина держит в руке металлическую скобу — меру длины, использовавшуюся в строительстве (ее длина составляла 1 римский фут, pes monetalis, 29,57 см).

Мозаика, изображающая персонификацию ктисис

Надписи на входах в залы терм (на этом снимке справа и на следующем снимке) образуют следующий текст: «Вместо древней защиты из каменных стен, железа и бронзы этот дом теперь окружен почитаемыми символами Христа. Благоговение, благоразумие и почитание хранят эту экседру и этот благоухающий зал»

Мозаичный пол
Надпись
В Доме Евстолия

В медальоне — приветственная надпись, возможно, «Пусть твой приход благословит этот дом»

Приветственная надпись в медальоне

Театр на 3500 зрителей (II в. до н. э., последняя перестройка — II – III вв. н. э.)

Театр

Далее — виды с акрополя

Вид с акрополя
Вид с акрополя
Вид с акрополя

Согласно легенде, на этом месте из пены родилась Афродита

Скала в правой части снимка, известная как Скала Афродиты, официально называется Петра-ту-Ромиу («Скала ромеев»). Это название отсылает к византийской эпической поэме «Дигенис Акрит»

Место рождения Афродиты
Дaлее:
Кипр – часть 2: Пафос