Тульчин: Дворец Потоцких

Тульчин: Палац Потоцьких

Первое письменное упоминание о Тульчине относится к 1607 г. Первоначально город назывался Нестервар, от венгерского Nester — Днестр и Vár — замок, т. е. «Замок на Днестре». Достоверно неизвестно, почему название было именно венгерским. В современных польских источниках (например, здесь) бытует мнение о том, что на месте города стояла русинская крепость, построенная для защиты от татаро-монгольских набегов.

В 1609 г. король Сигизмунд III Ваза даровал Тульчин и окрестности брацлавскому и винницкому старосте Валентию Калиновскому (тому, который, в частности, пригласил в Винницу иезуитов). После угасания рода Калиновских земли Тульчина перешли к их родственникам, польским шляхтичам Потоцким. В 1775 г. Станислав Щенсный Потоцкий, в то время женатый на графине Юзефине Амалии Мнишек (между прочим, дальней родственницы Марины Мнишек, жены Лжедмитрия I — прапрадед Юзефины был родным братом Марины), перенес в Тульчин столицу своих владений. Первоначально Потоцкие жили в деревянном дворце, построенном в 1757 г. отцом Станислава, Франциском Салезием. A к 1782 г. был построен новый дворец, сохранившийся до наших дней.

Имя архитектора, разработавшего проект дворца, достоверно неизвестно. В «Географическом словаре Королевства Польского и других славянских стран», изданном в 1892 г., названа только фамилия: Лекруа (Lecroix). Какой-либо существенной информации об архитекторе с того времени не появилось. Например, в 2010 г. исследователь Пшемыслав Б. Витковски в своей статье Jean Potocki et le théâtre de Tulczyn пишет о переписке Гжегожа Пирамовича с Игнацием Потоцким, в которой упоминается «некий Лакруа, архитектор и рисовальщик, руководивший собранием польского общества в Риме», который в феврале 1780 г. получил от Потоцкого определенную денежную сумму.

Дворец состоял из главного здания и двух боковых флигелей, соединенных полукруглыми галереями. Кроме того, в ансамбль дворца входили театр, манеж, конюшня, турецкая баня и хозяйственные постройки. За дворцом специалистом в области паркового дизайна Пьером Ленро и гидротехником Людвигом Метцелем, который позднее создал «Софиевку», был разбит парк площадью 10 га под названием «Хорошо» (хотя многие источники утверждают, что изначально парк назывался «La Roche» (фр. «скала»), но со временем это название трансформировалось в «Хорошо»).

Крыша главного здания дворца была покрыта медью, которую тщательно полировали, так что возникало впечатление того, что дворец покрыт золотом. Над входом была размещена надпись, также из полированной меди, «By zawsze wolnych і cnotliwych był mieszkaniem — anno 1782 wystawiony», т. е. «Пусть будет навеки обителью совбодных и добродетельных — в 1782 году сооруженный». В тимпанах флигелей и паркового фасада дворца были размещены барельефы с военными мотивами и гербами родов Потоцких и Мнишек (относительно недавно их сняли для реставрации).

Интерьеры дворца отличались изысканностью и роскошью. Во дворце можно было увидеть картины Рубенса, Тициана, Рембрандта и других европейских мастеров, коллекции скульптуры, гравюр, миниатюр. Библиотека дворца насчитывала более 17 тысяч томов. Современники утверждали, что ни один дворец Украины не мог сравниться по красоте и богатству с дворцом в Тульчине, и называли его «Украинским», или «Подольским Версалем».

После смерти Станислава Щенсного Потоцкого дворец стал постепенно терять свой блеск. После подавления польского восстания 1863 г. с него были сняты все медные украшения, из которых позже были отлиты колокола для одной из церквей Тульчина. Многие из произведений искусства, находившихся во дворце, оказались в музеях. Так, портрет Станислава Щенсного с детьми работы австрийского живописца Иоганна Баптиста Лампи Старшего сейчас можно увидеть в Лувре. Интерьеры утрачены практически полностью. В 1975 г. началась реставрация дворца, продолжающаяся до сих пор.

Сейчас во дворце располагается Тульчинский колледж культуры. С 2017 г. в нем проводится международный фестиваль оперной музыки OperaFest Tulchyn

Ворота дворца

Общий вид дворца

Общий вид дворца

Центральное здание

Центральное здание

Левый флигель

Левый флигель

Правый флигель

Правый флигель

Галерея, соединяющая центральное здание с правым флигелем (оранжереи, конечно, в ней уже нет, а левая галерея была разобрана в 2009 или 2010 г.)

Галерея между центральным зданием и правым флигелем

Правый флигель

Правый флигель

Парадная лестница
(к сожалению, дальше дверей нас не пустили)

Парадная лестница
Парадная лестница

Как видно, реконструкция центрального здания остановилась на его фасаде

Восточная часть дворца

Деталь капители пилястры (возможно, крайней левой на фасаде — см. предыдущий снимок)

Деталь капители пилястры

Дорожка позади дворца, за которой начинался парк. Впереди, предположительно, остатки турецкой бани, построенной Станиславом Щенсным для Софии

Дорожка позади дворца

Парковый фасад центрального здания

Парковый фасад центрального здания
Парковый фасад центрального здания

Тыльная сторона галереи правого флигеля

Глухая стена справа ведет к парковому фасаду центрального здания, т. е. галерея сдвинута назад по отношению к зданию, что визульно увеличивает размеры дворца

Тыльная сторона галереи правого флигеля

Тыльный фасад правого флигеля

Тыльный фасад правого флигеля

Вид от дворца. Впереди — храм Рождества Христова (см. следующую часть)

Вид от дворца
Дaлее:
Тульчин: Леонтович Арт-квартал