Вороновица: Дворец Грохольских

Вороновиця: Палац Грохольських

В середине XVIII в. село Вороновица, некогда бывшее вотчиной рода Вороновицких, перешло в собственность брацлавского земского судьи Михала Грохольского. В 1770 г. его младший сын, Франциск Ксаверий Грохольский, начал строительство дворца, которое продолжалось семь лет. Проект был разработан немецким архитектором Лоренцом Гедона — явно под влиянием работ итальянского архитектора Андреа Палладио.

Имение не было конфисковано после подавления польского восстания 1863 – 1864 гг., но, согласно указу от 10 декабря 1865 г., который запретил «полякам», к которым относили всех католиков, владеть землями в западных губерниях Российской империи, Грохольские должны были в двухгодичный срок продать недвижимость лицам русской национальности, православного или протестантского вероисповедания. Так в 1869 г. на торгах в Одессе имение приобрел Николай Можайский. После его смерти имением управлял его брат, пионер авиации Александр Федорович Можайский, приступивший здесь к изготовлению и, к большому неудовольствию местных крестьян, испытанию моделей летательного аппарата.

Общая площадь всех 43 комнат и залов дворца составляла более 2500 м². Сын Франциска Ксаверия, Антони, разместил во дворце свою коллекцию живописи, состоявшую из 519 полотен европейских мастеров (включая работы Тициана, Корреджо, Рембрандта и Рубенса). После смерти Антони ее унаследовали его племянники, и картины были закрыты в одной из комнат дворца до достижения совершеннолетия всеми наследниками. К сожалению, за пятнадцать лет большая часть картин была необратимо повреждена сыростью и грибком. Уцелевшие произведения были перемещены в другие имения Грохольских.

После 1905 г. Грохольские пытались выкупить Вороновицу, но их планам помешали Первая мировая война и революция в России. В советское время во дворце разместилась школа (переехала в новое здание в 1987 г.). А во время Второй мировой войны в нем располагались немецкая разведшкола и подразделения Абвера, включая штаб «Валли 1» — подразделение управления «Абвер-заграница». В 1971 г. в трех залах дворца был открыт Музей истории авиации и космонавтики им. А. Ф. Можайского. В других помещениях работают взрослая и детская библиотеки, другие культурные учреждения.

Дворец можно увидеть в фильме «Алые погоны» (1980 г., киностудия им. Довженко)

Дворец Грохольских

Дворец, долгое время находившийся в плачевном состоянии, был отреставрирован в рамках проекта Евросоюза «Туризм — залог динамичного социально-экономического развития сельских общин». Реставрация, общая стоимость которой составила 300 тысяч евро, была завершена в 2017 г.

Дворец Грохольских
Дворец Грохольских

Фриз с букраниями

Букрании (лат. Bucranium, греч. βουκράνιον — «бычий череп») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, имеющий, вероятно, еще более древнее происхождение. Сочетание черепа с пышной растительной гирляндой, возможно, отражает ритуал жертвоприношения. Букрании стали вновь использоваться в архитектуре классицизма

Фриз с букраниями

Потолок «Овального зала»

На фризе, окружающем плафон, можно увидеть львов — аллегорию силы, крылатую богиню победы Нику, а между треугольными нишами — богиню весны Флору и богиню молодости Гебу. В розетках ранее висели хрустальные люстры

Потолок Овального зала
Потолок Овального зала

Экспозиция музея, посвященная А. Ф. Можайскому

Экспозиция музея

Работая над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха, Можайский внимательно изучал полет птиц. Его дом был наполнен чучелами, каждое из которых было обмеряно, взвешено и т. д.

Чучело птицы

Потолок «Зала с колоннами»

Шестнадцать колонн, установленных по кругу в квадратном зале, на которые опирается круглый же купол, создают иллюзию того, что зал круглый. Как и в предыдущем зале, в розетке в центре потолка висела люстра. Во времена Грохольских между колоннами стояли статуи девяти муз и Аполлона.

Интересно, что колонны в зале — пустотелые, сделаны из тростника, обмазанного тертым ракушечником

Потолок Зала с колоннами
Потолок Зала с колоннами

Портсигар А. Ф. Можайского

Портсигар А. Ф. Можайского
Еда космонавтов
Космическая еда

В одной из комнат дворца расположен музей кобзаря и бандуриста Владимира Максимовича Перепелюка, который, помимо музыки (в течение 26 лет он был солистом-бандуристом хора п/у Григория Веревки), занимался также литературой и изготовлением скульптур из корней и ветвей деревьев. На снимках — выставка его работ под названием «Гениальная художница природа»

Экспонаты выставки 'Гениальная художница природа'
Экспонаты выставки 'Гениальная художница природа'

За дворцом была устроена липовая аллея, а за ней — парк и фруктовый сад

Липовая аллея

Мемориальный знак "Бойцам невидимого фронта", установленный на месте расстрела Василия Матвиенко, который, по заданию советского разведчика Петра Прядко, работавшего в одном из упомянутых выше подразделений Абвера, планировал поджог здания

Мемориальный знак Бойцам невидимого фронта

Рядом с дворцом располагались хозяйственные постройки — в частности, конюшня на сто (предположительно) лошадей. Планируется, что они будут так же отреставрированы

Конюшня
Конюшня
Конюшня
Дворец Грохольских
Дворец Грохольских
Дaлее:
Немиров: Дворец Щербатовой