Павия – часть 6: Павийская Чертоза

Certosa di Pavia

Чертоза (правильнее — картезия) — монастырь ордена картезианцев. Название ордена происходит от названия их первой обители — Великий Шартрези (фр. La Grande Chartreuse, лат. Cartusia), которая находится в Шартрезских горах близ Гренобля во Франции.

В начале 90-х годов XIV века миланский герцог Джан Галеаццо Висконти (возможно, по желанию его жены Катерины) принял решение построить недалеко от его родного города Павии грандиозный монастырь. В 1394 г. будущий комплекс был поручен монахам ордена картезианцев из Сиены, а 27 августа 1396 г. сам герцог заложил его первый камень. Строительство было поручено архитектору Бернардо из Венеции, который возглавлял его вплоть до смерти герцога в 1402 г. После этого работы существенно замедлились. В 1450 г., когда герцог Франческо Сфорца был признан законным наследником рода Висконти, строительство вновь активизировалось. В это время работами руководили Джованни Солари, затем его сын Гуинифорте Солари, а позже — Джованни Антонио Амадео.

1 марта 1474 г. в монастырь был перенесен прах герцога Джана Галеаццо, а 3 мая 1497 г. была освящена церковь Санта Мария Делле Грацие. Но работы были еще далеки от завершения. Фасад церкви был завершен только во второй половине XVI в., а внутреннее убранство — в XVII в.

На плохо сохранившейся фреске в люнете входного павильона (XVI в.) можно увидеть двух ангелов, держащих герб Сфорца, на котором изображены две змеи и два орла

Входной павильон

Монограмма «GRA — CAR», часто повторяющаяся во всем монастыре, происходит от латинского «Gratiarum Cartusia» («Благодатная чертоза»)

Входной павильон
Своды входного павильона

Церковь Санта Мария делле Грацие

Создание фасада церкви — отдельная глава в истории строительства Чертозы. Первоначально задуманный в стиле итальянской готики фасад к концу XV века был закончен только до уровня первой аркады. В первой половине XVI века проект претерпел ряд изменений — как под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения, так и из экономических соображений. Имена авторов большинства изменений не сохранились. Предполагалось, что фасад будет иметь еще один уровень: вероятнее всего, его должен был венчать полукруглый фронтон. Но строительство этого уровня так и осталось только проектом

Фасад церкви
Детали фасада
Детали фасада

В медальонах на цоколе — римские императоры и герои античных мифов: Ромул и Рем, Юлий Цезарь, Адриан, Геракл, удушающий змей в колыбели, и т. п. Выше — барельефы с библейскими сюжетами

Детали фасада

На этом снимке можно легко заметить разницу между богато декорированным нижним уровнем и значительно более лаконичным верхним

Детали фасада

Портал был создан Бенедетто Бриоско, учеником Джованни Антонио Амадео, по проекту последнего в 1501 – 1507 гг.
Внизу — закладка первого камня Джаном Галеаццо

Барельефы портала: закладка первого камня Джаном Галеаццо

Вверху — освящение церкви; внизу — перенос праха Джана Галеаццо в Чертозу

Барельефы портала: освящение церкви и перенос праха Джана Галеаццо в Чертозу
Перенос праха Джана Галеаццо в Чертозу
Верхняя часть портала

Интерьер церкви украшают скульптурные и живописные работы ряда итальянских мастеров, включая Перуджино и Гверчино. Среди неординарных произведений искусства — погребальный памятник Людовико Сфорца и его жены Беатриче д'Эсте работы Кристофоро Солари (1497 г.) и триптих из слоновой кости Бальдассарре ди Симоне ди Алиотто (начало XV в.)

Интерьер церкви

Фотографирование на территории монастыря вообще не приветствуется; в церкви за этим следят, а возле самых интересных произведений — следят особо пристально

Интерьер церкви

Малый клуатр монастыря был частично построен уже в 1402 г.

Из малого клуатра можно попасть в библиотеку, трапезную, дом настоятеля, а также в большой клуатр, где находились монастырские кельи

Малый клуатр
Малый клуатр
Малый клуатр
Малый клуатр

Беседа Христа с самарянкой (третья четверть XV века)

Беседа Христа с самарянкой

Большой клуатр монастыря

Размеры клуатра достаточно велики: более чем 100 х 120 м, что объясняется отшельническим обетом монахов этого ордена: каждый монах живет в своей келье, которая больше похожа на маленький сельский дом (об этом — ниже). Вокруг клуатра расположены 24 таких кельи

Большой клуатр

Строительство этого клуатра также предшествовало строительству церкви (хотя его отделка завершилась только около 1480 г.)

Большой клуатр
Большой клуатр
Большой клуатр
Большой клуатр

Галерея и сад (на следующем снимке) в картезианской келье

Галерея в картезианской келье
Сад в картезианской келье

На первом этаже кельи обычно находились дровяной сарай и мастерская, а на втором — две комнатки, образующие собственно жилище картезианца

Картезианская келья снаружи

Трапезная — одно из первых зданий, построенных в монастыре. До окончания строительства церкви Санта Мария делле Грацие трапезная служила монастырской церковью

Трапезная

Справа от церкви — Палаццо Дукале. Дворец, построенный в XVI в. (современный фасад — 1625 г., архитектор Франческо Мария Риччини), первоначально использовался как летний дворец Висконти-Сфорца, а затем — как гостевой дом для высокопоставленных посетителей монастыря

Палаццо Дукале