Салоники – часть 9: Ротонда

Ροτόντα

Церковь Святого Георгия, или Ротонда, была построена около 300 г. н. э. как часть дворцового комплекса императора Галерия. Достоверно неизвестно, с какой целью она строилась. По одним предположениям, это должен был быть мавзолей Галерия, по другим — храм, посвященный одному из богов, или даже самому Галерию, по третьим, учитывая ее расположение, она могла быть церемониальным залом. Около 400 г. н. э. Ротонда была превращена в христианскую церковь, а 1590 г. — в мечеть. После освобождения Салоник от османов в ней расположился музей христианского искусства.

Диаметр купола — 24,5 м, высота здания — около 30 м. В стенах, толщина которых более 6 м., расположены 8 ниш, в которых при превращении Ротонды в церковь были прорублены окна.

Вероятно, первоначально Ротонда называлась церковью Архангелов или Асомати (ασώματος — «бестелесный» на греческом языке). Название Святой Георгий появилось значительно позже, а «Ротондой» ее стали называть в XVIII – XIX вв.

Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6

Апсида была добавлена при превращении Ротонды в христианскую церковь. Это изменение негативно повлияло на прочность конструкции: ее восточная часть, включая купол, обрушилась — вероятно, при землетрясении. В результате была утрачена часть мозаик купола. Предположительно в начале XI в. церковь была восстановлена и укреплена

Фото 7

В конхе апсиды — фреска, изображающая Вознесение Господне (IX в.), сильно поврежденная османами

Фото 8
Фото 9

Также при превращении Ротонды в церковь верхняя часть стен и купол были украшены мозаиками, считающимися одними из лучших образцов раннехристианских мозаик в мире. К сожалению, верхние ее регистры практически не сохранились. В центре купола можно увидеть фрагмент нимба и часть руки — очевидно, Иисуса, ниже — лица трех (из четырех) ангелов, а еще ниже, непосредственно над нижним регистром — фрагменты 24 пар ног.

В нижнем, лучше сохранившемся, регистре — восемь групп из двух (иногда трех) фигур с воздетыми к небу руками (адоранты) на фоне апсид, над которыми возвышаются башни с куполами. По наиболее распространенной гипотезе, здания на заднем плане изображают Небесный Иерусалим, хотя возможно, что это постройки реального города. Все фигуры имеют индивидуальные черты лица, большинство из низ подписаны, указаны их имена, род занятий и месяцы года — например, «Евкарпий, солдат, декабрь», «Кирилл, епископ, март». Но, несмотря на это, неизвестно, кем же были эти люди. Отсутствие нимбов и слова «святой» не позволяет считать, что это фигуры святых. Согласно наиболее распространенному мнению, это изображения христианских мучеников. Однако указанные месяцы не совпадают с традиционными датами почитания в церковном календаре. Поэтому рядом исследователей было высказано предположение, что мозаики изображают донаторов превращения Ротонды в церковь

Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Фото 15

Далее — мозаики на сводах ниш

Фото 16
Фото 17
Фото 18
Фото 19
Дaлее:
Салоники – часть 10: Арка Галерия