Салоники – часть 3: Базилика Святого Димитрия

Ιερός Ναός Αγίου Δημητρίου Πολιούχου Θεσσαλονίκης

По наиболее распространенной версии, небольшая часовня-мартирий на месте римских терм, где принял мученическую смерть святой Димитрий, или над местом его погребения в них же, была построена между 313 и 323 гг. Вода, текущая из источника, находившегося в термах, по преданию, обладала целебными свойствами; с ее помощью эпарх (губернатор) Иллирии (региона Римской империи, объединявшего Паннонию и Далмацию) Леонтий исцелился от паралича, после чего в 412 – 413 гг. построил на месте часовни трехнефную церковь. Другие исследователи считают, что строительство этой церкви началось позже — называются даты от 450 до 520 гг., допуская при этом и существование базилики Леонтия.

В VII в. церковь сильно пострадала от пожаров и, возможно, землетрясения, и была восстановлена, приобретя при этом современный пятинефный вид. Опять-таки, не существует единого мнения о том, когда это произошло; называются конец первой половины VII в. и рубеж VII – VIII вв.

В начале X в. храм был разграблен сарацинами, а в конце XII в. — норманнами. В период османского владычества церковь в течение нескольких десятилетий оставалась христианской, но в 1492 – 1493I гг. все же была превращена в мечеть. В 1907 г. стены тогда еще мечети начали расчищать от нанесенной на мозаики и фрески штукатурки, а в 1912 г. в церкви возобновились христианские богослужения.

В 1917 г. базилика снова сильно пострадала от пожара, опустошившего большую часть города. Ее восстановление началось в 1917 г. и продолжалось до 1948 г. Сохранилось большинство колонн и их капителей, часть мраморной облицовки стен; удалось восстановить ряд мозаик и фресок.

Фасад базилики
Нартекс

Деревянный потолок базилики, разумеется, был уничтожен пожаром. Современная кровля, которая хоть и выглядит как потолок раннехристианской церкви, построена из бетона

Интерьер базилики

Надгробие купца Луки Спандуни (или Лукиса Спандуниса, ок. 1482 г.), во время османского владычества платившего туркам значительный налог, что позволяло храму оставаться христианским

Надгробие купца Луки Спандуни

Фреска, изображающая святого Димитрия, укрывающего плащом архиерея (возможно, святителя Григория Паламу); в правом верхнем углу — Богоматерь с Младенцем (последняя треть XIV в. или XV в.)

 Фреска, с изображением святого Димитрия

Рака с мощами святого Димитрия

Рака с мощами святого Димитрия

В базилике можно увидеть 15 видов капителей: вероятно, при строительстве храма использовались колонны, которые ранее находились в других сооружениях

Капители колонн

На предалтарных столпах сохранились мозаики VII в. Поскольку сюжетная линия, объединившая бы эти мозаики, отсутствует, считается, что все они выполнены по обетам.

На этой колонне — мозаика «Святой Георгий и дети» (ранее считалось, что это изображение святого Димитрия) — вероятно, созданная в благодарность за выздоровление детей

Колонна и киворий

На северной стороне колонны — святой Димитрий с архиепископом Иоанном, во время нападения аваров и славян в 617 – 619 гг. руководившим обороной города, и эпархом Леонтием. На западной стороне — святой Сергий (рассмотреть мозаики на этом снимке, конечно, сложно. Хороший снимок можно увидеть здесь, там же есть и снимки других мозаик и фресок)

Интерьер базилики

Святой Сергий

Ниже — фреска, изображающая Иисуса на троне (XIV вв.)

Южный предалтарный столб
Апсида

Фреска в конхе апсиды выполнена при реставрации церкви

Конха апсиды
Интерьер базилики
Интерьер базилики
Северная сторона церкви
Двуглавый византийский орел
Южная стена базилики
Дaлее:
Салоники – часть 4: Крипта базилики Святого Димитрия