Пелла – часть 1: Археологический музей (начало)

Αρχαιολογικό Μουσείο Πέλλας

В 1960-е годы количество и значимость находок, сделанных во время первого этапа систематических археологических раскопок в районе Пеллы (1957 – 1963 гг.), потребовали специального здания для их хранения и демонстрации. Однако решение о строительстве музея откладывалось в течение долгого времени. До 1973 г. они просто складировались в небольшом здании на месте раскопок, а с 1973 по 2009 гг. экспонировались в здании площадью 400 м2, построенном для использования в качестве туристического павильона.

Проект музея создавался между 1996 и 2000 гг., а в апреле 2006 г. началось его строительство. Новый музей площадью 6 000 м2 был построен к 2009 г. и официально открыт в сентябре 2010 г.

Экспозиция музея состоит из пяти разделов, первый из которых рассказывает о повседневной жизни жителей Пеллы.

Погребальная стела с надписью «Антигона, дочь Энея, героиня»

Сама стела относится к 300 – 250 гг. до н. э., а надпись на ней была сделана около 200 г. до н. э., когда она была использована повторно

Погребальная стела

Мраморная голова мужчины — вероятно, Александра Македонского (325 – 300 гг. до н. э.)

Мраморная голова мужчины

Остатки черепицы с клеймом «Пелла», позволившие однозначно идентифицировать место археологических раскопок как древнюю столицу Македонии

Остатки черепицы

Мраморная статуя, изображающая, предположительно, Александра Македонского в образе Пана

Статуя, предположительно, Александра Македонского

Реконструкция дверей дома с подлинными бронзовыми элементами

Реконструкция дверей дома

На следующих трех снимках — фотокопия мозаичного пола зала для симпосиев из т. н. «Дома Елены»

Мозаика изображает сцену похищения Елены Тесеем. Оригинал находится на месте раскопок, но рассматривать удобнее эту копию.

Мозаики в Пелле создавались, в основном, из гальки: черной и белой для фона и фигур соответственно, серой и коричневой для создания эффектов светотени. Изредка использовались красная галька и специально изготовленные элементы. Для того, чтобы подчеркнуть контуры и детали, применялись тонкие полоски свинца и терракота

Похищение Елены Тесеем

Действующие лица сцены — возничий Тесея Форбас (или Форбант), сам Тесей, Елена и Деянира — подписаны в верхней части мозаики

Похищение Елены Тесеем - деталь
Похищение Елены Тесеем

Охота на оленя — копия еще одной мозаики из «Дома Елены»

В верхней части мозаики можно увидеть надпись ΓΝΩΣΙΣ ΕΠΟΗΣΕΝ, т. е. «Гносис создал»; это самый ранний из известных на сегодняшний день образцов подписи мастером-мозаичистом своей работы

Охота на оленя

Далее — мозаичные полы из т. н. «Дома Диониса», самого большого дома в Пелле (3 160 м2). Как и мозаики из «Дома Елены», они датируются 325 – 300 гг. до н. э.

Дионис на пантере

Дионис на пантере

Охота на льва

По одной из гипотез эта мозаика изображает Александра Македонского, на которого во время охоты напал лев, и спешащего на помощь к Александру полководца Кратера (эта история описана Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях»). Однако большинство исследователей считает, что эта сцена просто отдает дань излюбленному времяпровождению знати в эллинистический период

Охота на льва
Охота на льва - деталь

Грифон, нападающий на оленя

Грифон, нападающий на оленя

Пара кентавров

Пара кентавров

В самых роскошных домах Пеллы мозаичные полы дополнялись богатой, для своего времени, отделкой стен. На следующем снимке — северная стена т. н. «Гипсового дома». Все обычные конструктивные элементы двухэтажного фасада (высота стены — 5 м) выполнены из гипса и окрашены для имитации традиционно используемых материалов: мрамора с прожилками в основании стен, выше — белых тесаных блоков между мраморными ортостатами и желтых блоков над ними. На втором этаже изображены парапет с красными панелями между мраморными пилястрами, а над ними — голубое небо за окнами. Такая система оформления стен известна под названием «Первого помпейского», или «инкрустационного» стиля. В Помпеях примеры этого стиля можно увидеть в «Доме Фавна» и «Доме Саллюстия», однако они относятся к периоду 150 – 80 гг. до н. э.: классификация настенной живописи была предложена Августом Мау в конце XIX в., но позднейшие археологические находки — в частности, «Гипсовый дом» в Пелле, датируемый концом IV – III вв. до н. э. показали, что этот стиль является, скорее, эллинистическим

Внутренняя стена дома

Мраморная статуэтка всадника

Статуэтка всадника

«Мир женщин»: грузы для вертикального ткацкого станка, женские головки, демонстрирующие типичные прически, бронзовое зеркало, посудина с остатками косметики и бронзовые шпатели для ее нанесения, бронзовые ножницы и иглы

Витрина Мир женщин

Находки из домашних святилищ: мраморная ритуальная чаша, терракотовые бюсты Диониса и неопознанной богини, муляжи змей и яйца

Находки из домашних святилищ

Бронзовая деталь подлокотника дивана для симпосиев, украшенный головой мула, виноградными лозами и листьями вверху, и бюстом Диониса внизу (II в. до н. э.). Рядом — бронзовые сито и ковш для вина

Бронзовые сосуды для банкетов
Костел Святой Екатерины

Во втором разделе экспозиции музея, посвященном общественной жизни в Пелле, показаны находки, сделанные, в основном, в районе агоры. По большей части, они относятся к началу I в. до н. э.

Терракотовые фигуры богинь. В центре — Афина

Фигуры богинь
Экспонаты музея

Глиняные формы и слепки для изготовления фигурок и палитра для их раскраски

Глиняные формы и слепки

Фигуры Афродиты и Геракла

Фигуры Афродиты и Геракла

Ритон (воронкообразный сосуд, зачастую церемониальный) в форме фаллоса (III в. до н. э.)

Ритон

Детали бронзовых статуй, стоявших на агоре

Нога лошади
Мужская рука
Дaлее:
Пелла – часть 2: Археологический музей (окончание)